«После того как они (страны Балтии) стали свободными, как они считают, и независимыми, провозгласив все необходимые решения о своем суверенитете, подчеркну, в отсутствие какой-либо попытки со стороны Москвы затянуть их назад, тем более применив против них силу, они стали рваться в НАТО. Наши отношения с НАТО в 90-е годы развивались достаточно конструктивно», – приводит его слова ТАСС.
«Мы у наших натовских коллег спрашивали, зачем они хотят принимать Прибалтику, – продолжил глава МИД России. – Нам отвечали, что у них (у прибалтийских стран) сохранились всякие фобии еще с советских времен и периода Первой мировой войны, когда все это начиналось. В альянсе выражали понимание, что современная Россия для них (для прибалтийских стран) никакой угрозы не представляет, но у них, мол, психология такая: их примут в НАТО и они успокоятся, все будет мирно, конструктивно и только поможет развивать добрые отношения».
«Их приняли в НАТО, но никакого успокоения не пришло, особенно к нашим литовским соседям», – констатировал Лавров.
Более того, «сейчас они являются самым агрессивным русофобским ядром, которое заставляет НАТО, используя принцип консенсуса, идти по устойчивому антироссийскому курсу».
«И это никак не связано с русскоязычным населением. Например, когда произошло обретение независимости этими странами, у нас были проблемы, которые мы решали исключительно дипломатическим путем, например, с Латвией и Эстонией, где огромная доля населения не получила права граждан, – пояснил Лавров. – В Литве гражданство получили все. Поэтому к литовцам у нас вообще никаких вопросов не было».
Москва планировала сотрудничать, активно прорабатывала планы, в том числе по транзиту в Калининград, по совместному освоению экономических проектов.
«Но Литва почему-то оказалась самой русофобской страной в Балтии. Не буду комментировать личные особенности ее руководителей», – сказал глава дипведомства.
Литва в последнее время все чаще выступает с антироссийскими заявлениями. Так, в начале апреля глава МИД Литвы Линас Линкявичус заявил, что список лиц, которые подпадают под персональные санкции Европейского союза против России в связи с конфликтом на Украине, нужно расширить.