«Мы хотим, чтобы криптовалюты не перемешивались с рублями. По сути, это есть некая незаконная валютная операция. Когда мы поняли, что мы хотим на самом деле, мы таким образом законопроект и переписали», – сказал Моисеев, передает РИА «Новости».
Ответственность должна быть не за то, что кто-то придумал валюты и в монополию играет, а за попытки обмена криптовалюты на рубли и обратно
«Теперь у нас ответственность идет не за то, что кто-то придумал какие-то валюты и в интернете, в монополию играет, а за попытки обмена криптовалюты на рубли и обратно. Такой подход – это уже несколько более тяжелое нарушение», – добавил он.
«Это уже вещь, которая предполагает уголовную ответственность, пусть и уголовный штраф, но, тем не менее, это и с точки зрения возможностей МВД по выявлению такого рода преступлений и поимки такого рода граждан дает возможность и уточняет состав», – заметил замглавы Минфина.
«Риск того, что будут наказаны граждане, которые что-то изобретают и экспериментируют на своем компьютере таким образом убирается», – подчеркнул чиновник.
Он отметил, что с такими определениями МВД согласен работать по подобным преступлениям. «Предыдущий состав (преступления) их не устраивал, потому что они не могли проводить мероприятия ОРД, и он был расплывчатый. … Сейчас мы (законопроект) переписали, он должен будет пройти все формальные процедуры в правительстве, до конца сессии, я думаю, он в Думу зайдет», – сказал замминистра.
Эксперты, опрошенные газетой ВЗГЛЯД, отмечали, что у биткоинов, как и у наличных денег, есть отрицательная сторона, но запрещать технологии – занятие бесполезное и, как правило, ничем хорошим не заканчивается. Кроме этого, в настоящее время в законодательстве России отсутствуют нормы, которые могли бы регулировать вопросы, связанные с криптовалютой.
На прошлой неделе глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что видит риски в использовании криптовалют, но считает, что эти проблемы решаемы. «Денежные суррогаты, у нас во всяком случае, запрещены. Хотела уточнить – мы не запрещаем криптотехнологии, мы их изучаем. Все-таки это разница большая – криптовалюты и криптотехнологии», – сказала она.
Одновременно председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил, что у него у самого есть некоторое количество криптовалюты, и он не считает необходимым ее запрещать.
При этом слова Грефа и Набиуллиной расходятся с заявлением финансового омбудсмена Павла Медведева, сделанным ранее. Комментируя сообщения о том, что платежная система Qiwi начнет в 2016 году эмиссию битрублей на основе технологии, по которой создавались биткоины – самая популярная криптовалюта, он назвал это незаконным.
В июле этого года вопрос о криптовалюте комментировал президент Владимир Путин. «Они ничем не обеспечены, эти деньги, вот в чем все дело, это самая главная проблема. Но в целом, как единица расчета, как они там называются, «коины», ими можно пользоваться, они все шире и шире распространяются. Как какой-то эквивалент в каких-то сегментах расчета, наверное, возможно», – сказал он на молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме».
Позднее пресс-секретарь президент Дмитрий Песков пояснил, что «речь шла не конкретно о биткоинах, речь шла о неких формах условных расчетов».
В феврале 2014 года Банк России приравнял биткоин к финансовой пирамиде и предостерег граждан и юридических лиц, прежде всего кредитные организации и некредитные финансовые организации, от использования «виртуальных валют» для их обмена на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и в иностранной валюте.
Биткойн – самая известная криптовалюта в мире – был запущен в январе 2009 года. Он представляет собой «виртуальные деньги» – программный онлайн-код, который не регулируется ни одной страной или банковским надзорным органом в мире.
Одна из особенностей биткоина состоит в том, что он способен гарантировать полную анонимность человека или группы людей, совершающих с его помощью покупки. Виртуальные валюты принимаются к расчету уже в более 60 тыс. онлайн-магазинов мира.