По словам главы внешнепоилитического ведомства, вопрос по РСМД излишне политизирован и используется США для нагнетания напряженности, передает РИА «Новости».
«В принципе, любой договор внутри себя предполагает положение о том, что в случае его нарушения какой-либо стороной происходят какие-то конкретные действия в ответ на такое нарушение. Но сам факт нарушения должен быть установлен не в пылу полемики, отвечая на вопросы конгрессменов или журналистов в рамках тех структур, которые соответствующим документом созданы. Мы неоднократно в ответ на вопросы , которые у американской стороны возникли к нам в связи с договором о ракетах средней и малой дальности, предлагали провести конкретные консультации при условии, конечно что, кроме голословного обвинения наши американские коллеги привезут какие-то факты, подкрепляющие их утверждение»,- сказал Лавров на пресс-конференции.
По словам министра, такие консультации состоялись в сентябре прошлого года. «Накануне нас заверили, что конкретика будет предъявлена. Этого не произошло и разговор ограничился общими фразами с американской стороны»,- добавил он
Ранее глава Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Мартин Демпси заявил, что потенциальный ответ США «будет соответствовать условиям договора РСМД», министр обороны США Эштон Картер сказал, что США «могут и будут реагировать» на возможные нарушения договора со стороны России.
Как пояснил министр обороны США, существует три варианта, при которых Вашингтон может принять соответствующие меры. В том случае, если для США и их союзников возникнет угроза попасть под удары крылатыми ракетами средней дальности, запущенными с земли, Вашингтон задействует активную оборону, чтобы защитить себя и союзников, заявил Картер.
Кроме этого, США могут принять контрмеры с целью не допустить использования подобного оружия, что, по словам министра, является «открытой военной конфронтацией». Третий вариант, как сказал Картер, это отказ придерживаться договора РСМД.
«Договор РСМД – это дорога с двухсторонним движением», – заявил Картер. По его словам, «если Россия не вернется к соблюдению договора, то США могут принять оборонительные меры».
В феврале Картер уже заявлял, что Россия якобы нарушила договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, и потому Вашингтон в ответ должен размещать новые системы ПРО и наступательные ракетные вооружения.
По договору РСМД Россия и США обязались полностью уничтожить свои арсеналы ракет средней (1–5,5 тыс. километров) и меньшей (500–1 тыс. километров) дальности. С советской стороны ликвидации подлежали ракеты РСД-10, Р-12, Р-14, ОТР-22, ОТР-23, с американской – «Першинг-1А», «Першинг-2» и BGM-109G (крылатая ракета «Томагавк» наземного базирования). К 1991 году ракеты были ликвидированы, до 2001 года шли взаимные инспекции.
Ракеты таких классов по-прежнему стоят на вооружении других стран, располагающих ядерным оружием, в частности Китая, Северной Кореи, Израиля, Ирана, Индии и Пакистана.
Американские ракеты средней и малой дальности, размещенные в Европе, могли достичь территории СССР, при этом мобильные ракетные комплексы могли быстро рассредоточиваться по позициям, и их трудно было гарантированно уничтожить советскими средствами поражения. Советских РСМД вблизи границ США не было, в связи с чем, по мнению экспертов, этот договор скорее выгоден СССР и России.