Мировой рекорд установили специалисты предприятия Росатома Российского федерального ядерного центра - Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (ВНИИЭФ, Саров). Они смогли сжать плазму гелия и дейтерия при экстремально высоких давлениях до 50 млн атмосфер. Полученные результаты о происходящих при этом процессах важны, в частности, с точки зрения выяснения особенностей явлений, протекающих в глубинах планет и звезд. Такие плазменные состояния доступны только для исследователей РФЯЦ-ВНИИЭФ и превышают мировой уровень, подчеркивается в материалах РАН
Сотрудничество с Росатомом является основным приоритетом для РАН с точки зрения партнерства с отечественными наукоемкими отраслями
Еще одно достижение саровского ядерного центра относится к лазерной технике. Так, во ВНИИЭФ был создан газовый лазер нового типа с повышенным коэффициентом полезного действия. Речь идет о лазере киловаттного уровня на парах цезия с так называемой диодной накачкой. Достигнутый КПД этого лазера составляет почти 50%. Прибор может использоваться в лазерной локации, в системах наведения излучения, в технологических и медицинских лазерных установках.
К настоящему времени создана расчетная модель нового лазера, описывающая результаты его работы. «Результаты экспериментов по уровню достигнутой мощности превосходят результаты, полученные на данный момент в лабораториях мира», - говорится в материалах Академии наук, передает РИА «Новости».
Кроме того, на базе ядерного реактора СМ-3 на площадке предприятия Росатома «Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (НИИАР, Димитровград) совместно с входящим в «Курчатовский институт» Петербургским институтом ядерной физики имени Константинова начат эксперимент по поиску так называемого стерильного нейтрино, которое, возможно, является частицей темной материи.
Нейтрино (уменьшительное от «нейтрон») - легчайшая элементарная нейтральная частица из класса лептонов. Известны три вида этих частиц - электронное, мюонное и тау-нейтрино. Они обладают гигантской проникающей способностью: могут пролететь через вещество расстояние в сотни световых лет, ни разу не вступив с ним во взаимодействие. Нейтрино одного вида могут превращаться в нейтрино другого вида, это явление называется нейтринными осцилляциями.
Физики не исключают, что есть четвертый тип этой частицы - стерильное нейтрино, которое вообще не взаимодействует с веществом. Сейчас появились некоторые косвенные указания на существование таких нейтрино, которые могут оказаться частицами темной материи. Судить об их существовании можно лишь по факту исчезновения и появления обычных нейтрино в процессе осцилляций.
Для экспериментов по исчезновению обычных нейтрино в качестве их источников лучше всего использовать ядерные реакторы. Наиболее подходящим для выполнения в России эксперимента «Нейтрино-4» по поиску нейтринных осцилляций на коротких расстояниях оказался реактор СМ-3 благодаря ряду особенностей его конструкции. К настоящему времени получены первые результаты эксперимента на модели детектора «Нейтрино-4», ведется работа по улучшению чувствительности детектора и повышению частоты регистрации нейтрино.
Сотрудники еще одного института Росатома, Физико-энергетического института имени Лейпунского в Обнинске (ФЭИ), обнаружили так называемый распад нагретого тяжелого ядра на холодные фрагменты (этот процесс – «антипод» процессу слияния тяжелых ионов). Это открытие удалось сделать при делении атомных ядер быстрыми нейтронами.
До этого физики в разных лабораториях мира на протяжении 30 лет пытались найти экспериментальное подтверждение этого вида распада. Теперь физики будут лучше понимать процессы, происходящие в ядре атома. Кроме теоретической пользы, открытие поможет создавать более безопасные атомные энергетические установки.
Специалисты академического Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) создали новый интегральный код (программный комплекс) СОКРАТ-БН, предназначенный для анализа безопасности реакторных установок на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем (БН-800, БН-1200, МБИР).
Работа велась учеными ИБРАЭ совместно с предприятиями Росатома - ФЭИ, нижегородским АО «ОКБМ Африкантов», Троицким институтом инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ), а также «Курчатовским институтом» и МИФИ.
Энергоблоки с реакторами на быстрых нейтронах могут существенно расширить топливную базу атомной энергетики и минимизировать радиоактивные отходы за счет организации замкнутого ядерно-топливного цикла. Технологиями «быстрых» реакторов обладают очень немногие страны, и Россия является мировым лидером в этом направлении.
Отметим, что, по словам президента РАН Владимира Фортова, сотрудничество с Росатомом является основным приоритетом для РАН с точки зрения партнерства с отечественными наукоемкими отраслями.