«Варе нужен был покой. А тут, повторюсь, вмешались сотрудники [ФСБ]... Им надо было, чтобы она продолжила переписку и писала теми же словами, с той же страстью, что и раньше, только под их контролем. Понимаете? Это как алкоголику доверить бутылку», – заявила она в интервью газете «Московский комсомолец».
Кира Караулова сообщила, что Варвара писала сообщения вербовщику под диктовку сотрудников ФСБ. «Я сама видела это несколько раз. Они полностью контролировали переписку с ним. Варе с каждым разом становилось все сложнее это делать. Она давала понять мне, что ее затягивает. Весь дом напичкан прослушивающей аппаратурой, потому приходилось выходить на улицу, чтобы поговорить об этом», – рассказала она.
«Она мне в какой-то момент прямо сказала, что больше не может так жить, что хочет все забыть и не может больше выходить с ним на связь. Ее погрузили в болото, из которого мне потом пришлось вытягивать ее самой, одной», – сообщила она.
«Она сотрудничала! Но сколько же можно? Они получили все, что им было нужно. Думаю, с самого начала был именно такой план, и откажется Варя потом продолжать переписку или нет — уже не имело значения. Если бы она отказалась раньше, ее бы раньше посадили. Вы, кстати, задавались вопросом, почему ее сразу после возвращения не арестовали? Вот почему? Неужели они ее пожалели?», – возмутилась Кира Караулова.
Она также объяснила, по какой причине дочь решила сменить имя. «Мы вместе с ней решили, что она должна поменять ФИО, поскольку «Варя Караулова» стало уже нарицательным. Ей было неприятно, когда ее все узнавали по имени и фамилии, когда тыкали в нее пальцем. Мы решили, что она будет Александрой Ивановой. Кстати, Александра — так зовут мою бабушку, а Иванова — это моя девичья фамилия. Мы пошли в ЗАГС вместе, все делали официально, а не тайно. И то, что органы это якобы не знали, это смешно. Это просто невозможно», – сказала она.
«Никакой второй загранпаспорт она не пыталась оформлять ни на старую, ни на новую фамилию. Первый был потерян в Турции (она вернулась по справке). Откуда идут эти слухи про второй загранпаспорт? Это бред. Мы везде с Варей ходили вместе, я даже специально ушла в отпуск, чтобы не оставлять ее одну», – сказала Кира Караулова.
По ее словам, на то, что Варвара Караулова вновь хочет уехать, ничто не указывало. «Да нет же. Наоборот. Мы купили ей годовую карту в дорогой фитнес-клуб. При том, что для нашей семьи это серьезная трата. Но мне захотелось сделать этот подарок ей, чтобы она видела, что мне не жалко денег для нее. Она это и так знает, но все равно», – сообщила она.
Напомним, 10 ноября следователь ФСБ России заявил, что Варвара Караулова готовилась снова сбежать в террористическую организацию «Исламское государство*», переписывалась с ее участником и собираясь подделать паспорт.
В тот же день Мосгорсуд оставил Караулову под арестом.
История исчезновения и задержания Карауловой, якобы пытавшейся вступить в ряды «Исламского государства», вызвала в России широкий резонанс. Девушка, увлекавшаяся изучением ислама и арабского языка, втайне от родителей оформила загранпаспорт и 27 мая вместо того, чтобы отправиться на лекции, вылетела в Стамбул. Студентка была задержана турецкими властями в городе Килис на границе с Сирией.
Уже 4 июня она была задержана на турецко-сирийской границе в городе Килис в составе группы из 14 россиян, и утром 11 июня Караулова в сопровождении сотрудников Интерпола и турецкой миграционной службы вылетела в Москву. Против самой студентки СК дело возбуждать не стал, однако через некоторое время в Следственном комитете заявили, что она не прервала общение с джихадистами. Караулову, которая успела сменить имя, обвинили по ч. 1 ст. 30 ч. 2 ст. 205.5 УК РФ (участие в террористической организации), это наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. Лефортовский суд Москвы 28 октября вынес решение о заключении ее под стражу.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ