«Я выяснил, просматривая опубликованные новости, что опубликованные в течение 2013 года отчеты описывали заключительные стадии переговоров по поводу многомиллиардной долларовой сделки между государственной российской корпорацией и производителем самолетов («Компания-1»), расположенным в стране за пределами США и России («Страна-2»). По условиям предложенного соглашения российская корпорация согласилась заказать десятки самолетов «Компании-1» при условии, что самолеты будут построены на новом производственном предприятии в России», – говорится в заявлении агента ФБР Грегори Монагана, передает РИА «Новости».
Согласно свидетельствам Монагана, в ходе расследования он выяснил, что «в течение (нескольких) месяцев до появления публичных сообщений о сделке по сборке самолетов обвиняемый – Евгений Буряков, также известный как «Женя», – собирал данные о возможной сделке» и «при помощи (других) обвиняемых Игоря Спорышева и Виктора Подобного анализировал и передавал их руководителям в СВР в Москве».
В обвинительном заключении не названы ни упомянутая третья страна, ни компания, с которой российская сторона якобы вела переговоры о создании СП. Между тем в августе 2013 года на авиасалоне в Жуковском было объявлено о заключении предварительных соглашений между Bombardier и Ростехом по закупке 100 самолетов Q400. Предполагалось, что дочерняя структура Ростеха – лизинговая компания «Авиакапитал сервис» – обеспечит поставку в Россию 50 лайнеров, построенных в Канаде, а соглашение перейдет в твердый контракт только после создания в Ульяновской области СП по сборке таких самолетов. На российских мощностях должно быть собрано как минимум 50 машин. В случае реализации договоренностей канадская корпорация должна будет получить около 3,4 млрд долларов.
В июне 2014 года было объявлено о планах создания СП Ростеха и Bombardier, но уже в Казахстане. Предприятие должно было производить по лицензии турбовинтовые региональные самолеты Q400 для стран Таможенного союза. Представитель Ростеха тогда сообщил, что продавать их будут преимущественно российским заказчикам.
В августе 2014 года замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь говорил, что проект по производству самолета Q400 в России «не похоронен». Однако в ноябре было объявлено о заморозке проекта. Глава Bombardier Пьер Бодуан пояснил, что компания откладывает проект, «учитывая политическую и экономическую ситуацию в России в настоящий момент». Ростех в свою очередь заявил, что стороны не договорились по экономическим параметрам, в том числе в части локализации, и объявил о готовности продолжить диалог.
Напомним, в понедельник ФБР обвинило троих россиян в шпионаже в пользу Москвы. Один из них был задержан в Нью-Йорке, двое других, предположительно, находятся за пределами США. Позднее прокуратура США назвала имена обвиняемых: это задержанный работник нью-йоркского банка Евгений Буряков, а также дипломаты Игорь Спорышев и Виктор Подобный.
В обвинении также говорится о двух уликах, которые якобы свидетельствуют, что россиянин занимался шпионской деятельностью. В частности, как сообщает обвинение, Буряков обсуждал с российским дипломатом, какие вопросы могли бы задать экспертам российские СМИ относительно антироссийских санкций, также Буряков делал со своего компьютера в интернете запросы о влиянии этих санкций. Прокуратура США называет это неоспоримыми уликами, доказывающими шпионскую деятельность россиянина.
По сообщению источника в криминальном суде южного округа Нью-Йорка, Евгению Бурякову грозит до 10 лет тюрьмы, однако он будет настаивать на своей невиновности. Ожидается, что обвинения россиянину будут предъявлены 9 февраля.
В посольстве России в США заявили, что проинформированы о задержании россиянина, изучают данные о его аресте и обвинениях против еще двух российских граждан.