По словам члена совета директоров «Роснефти» Артура Чилингарова, отвечающего в компании за арктические проекты, совместно с партнерами из ExxonMobil они сейчас разрабатывают технологии обеспечения безопасности проведения буровых работ в Карском море, которые намечены на август 2014 года. Для этих целей зафрахтована и уже движется в сторону российских берегов буровая платформа West Alpha, пишут «Известия».
Из-за скопления айсбергов сложно пройти к месту геологоразведки
Чилингаров добавил, что «Роснефть» активно финансирует научные и экологические проекты вокруг Арктики, в том числе не исключил возрождения к жизни предложенного им еще в 2010 году проекта по транспортировке айсбергов в страны Европы и Азии места, где есть нехватка питьевой воды.
Заместитель директора департамента экологической безопасности и технологий «Роснефти» Олег Сочнев свою очередь посетовал, что осваивать Арктику сегодня сложнее, чем космос.«Из-за скопления айсбергов сложно пройти к месту геологоразведки и эффективно пробурить скважину. Отсутствие опыта активного воздействия на лед создает наибольшие риски с точки зрения промышленной и экологической безопасности добычи нефти и газа. Есть также и риски финансовых потерь в результате простоя оборудования: ведь в случае возможной аварии его ремонт возможен только в короткий безледовый период», - сказал специалист.
Бурение только одной поисково-разведочной скважины в Карском море, где безледовый период составляет 45 дней, происходит в два сезона и оценивается в 1 млрд долларов.
Как пояснил «Известиям» Александр Данилов, заместитель директора Арктического и антарктического НИИ Росгидромета, ледовые образования, дрейфующие на шельфе арктических морей, также представляют опасность для разведочных и добычных сооружений нефтяников.
По его словам, чтобы отследить движения айсбергов и обнаружить их скопления, планируется вести мониторинг из космоса, а также с помощью самолетов и беспилотных летательных аппаратов. И только на детальные снимки айсбергов из космоса придется потратить в среднем около 120 тыс. долларов: по 3–4 тыс. за одну единицу при необходимых 2–3 десятках кадров.
По мнению Данилова, чтобы обеспечить расчистку зоны геологоразведки участка в Карском море от ледяных глыб, нужно нанять несколько судов ледового класса. Но аренда только одного атомного ледокола «Ямал», который сможет привести их на место работы, обойдется в 4,5 млн рублей в сутки.
Отметим, что в последнее время предлагается все больше инновационных методов освоения богатого углеводородами арктического региона.
Так, в марте вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Россия в рамках проекта по освоению месторождений Арктики начала создавать подводные комплексы с полным производственным циклом, управлять которыми будут морские роботы.