Один из источников «Коммерсанта» отметил, что Шредера связывают дружеские отношения с президентом России Владимиром Путиным. «Понятно, что у ВР есть независимость в вопросе ее представителей, но Роснефть – не простая компания, и в ее совет должны входить уважаемые люди. Шредер – подходящая кандидатура», – сообщил он.
Другие источники говорят, что кандидаты в совет от ВР обсуждаются последние несколько месяцев. «Это сложный вопрос. В Роснефти привыкли, что ВР всегда представляет только Боб Дадли, остальные ее менеджеры могут не устроить президента Роснефти Игоря Сечина», – сообщил один из источников, добавив, что существует также вариант, по которому в Роснефти от ВР будет только Боб Дадли.
Герхард Шредер давно известен своими тесными связями с Россией. Всего через пару месяцев после ухода с поста канцлера Германии он возглавил комитет акционеров Nord Stream AG – оператора строительства трубопровода Nord Stream. В начале 2009 года он стал одним из трех независимых участников совета директоров ТНК-ВР. До этого компания переживала острый конфликт акционеров – ВР и российского консорциума AAR (Alfa group Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга).
«Сейчас для Шредера это не только новый статус, но и возможность заработать», – заявил один из источников. Впрочем, сколько заработает Шредер, неизвестно: это предстоит решать ВР. Представителям государства в Роснефти вознаграждений не полагается, а независимые участники получают его в виде акций – 0,0007% в 2013 году по итогам 2012 года.
Окончательно совет директоров Роснефти будет утвержден на собрании ее акционеров, которое обычно проходит в июне. Помимо Шредера, место в нем может получить нынешний участник, управляющий директор Nord Stream AG Маттиас Варниг.
ВР стала вторым по величине пакета акционером Роснефти весной 2013 года. Часть своих 50% в ТНК-ВР она обменяла на 12,84% акций госкомпании, а потом за $4,87 млрд докупила еще 5,66% у Роснефтегаза. Таким образом, ВР консолидировала 19,75%, позволяющих ввести в совет директоров Роснефти двух представителей. На собрании ее акционеров в июне 2013 года был назначен только один – Боб Дадли, так как формально еще не была проведена сделка по приобретению акций у Роснефтегаза.