Как пишет зампред правительства в своей статье в «Российской газете», которая будет опубликована в пятницу, это позволит возродить инженерную специальность.
Нам нужно подумать, как стимулировать развитие школьного олимпиадного движения по физике, математике, химии, биологии; расширить число получаемых их победителями и призерами бонусов
По мнению вице-премьера, начинать переход на новые технические рельсы нужно со школы. «В сегодняшней школьной программе (особенно по сравнению с советским периодом) заметно сокращено преподавание основных технических дисциплин - математики и физики, - констатирует он. - А занятия физикой в наибольшей мере способствуют формированию будущего научного мировоззрения. Не говоря уже о том, что как раз физико-математические науки служат основой научно-технического прогресса, в том числе и в рамках шестого технического уклада».
Зампред правительства подчеркивает, что «в наших коренных интересах поднять изучение физики и математики в школе на качественно новый уровень». «И начать здесь можно было бы с того, чтобы увеличить число часов преподавания естественных наук в старших классах российских школ и, соответственно, видоизменить систему подготовки и переподготовки учителей - физиков и математиков», - предлагает Рогозин.По его словам, сюда же можно отнести возрождение на новом уровне системы так называемых специализированных физико-математических школ (лицеев, колледжей). Этими вопросами в рамках своей компетенции могли бы заняться руководители субъектов Российской Федерации.
«Нам нужно подумать, как стимулировать развитие школьного олимпиадного движения по физике, математике, химии, биологии; расширить число получаемых их победителями и призерами бонусов (от приоритетного поступления в профильные вузы до денежного вознаграждения и т.д.). Иными словами, сделать все, чтобы глубоко и предметно изучать естественные науки стало, как выражается нынешняя молодежь, «круто» еще со школы. Очевидно, что потребуются и иные меры», - заключает вице-премьер.
«Предлагаю подумать над проведением федерального образовательного эксперимента. Его суть - создание в стране трех-четырех (например, по одному в Центральном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах) «профтехучилищ шестого уклада», - пишет зампред правительства. - Иными словами - крупных учебно-производственных центров цифрового производства, которые позволяли бы учащимся не только получать технологические знания уровня шестого технического уклада, но и практически применять их здесь же, на «цифровых фабриках».
Вице-премьер отмечает, что в данный момент, что в США уже около 60% производств действуют в рамках пятого уклада, то у нас эта цифра ограничивается пока всего 10%. Поэтому качественный прорыв сразу в шестой технический уклад, минуя технологии пятого поколения, является для нас стратегически важным вызовом.
Рогозин пояснил, что базовыми отраслями шестого технического уклада станут био- и нанотехнологии, методы генной инженерии, мембранные и квантовые технологии, наноэлектроника, нанофотоника, молекулярная фотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия и другие. А производство как самих товаров массового потребления, так и средств их производства будет осуществляться так называемыми цифровыми фабриками, которые позволяют максимально индивидуализировать производство, приспосабливая товар под потребности конкретного человека.
Поэтому создав такие инновационные ПТУ, по мнению Рогозина, «мы бы не только начали целенаправленно формировать социальный слой «технарей» новейшего поколения, но и получили бы возможность приблизиться к пониманию того, что это будет в перспективе за социальная группа, какие у нее будут приоритеты и потребности, какое место она может занять в социальной структуре общества».
Рогозин также отметил важность такой формы практического обучения, как погружение в уже созданные среды шестого техуклада. «В свое время Петр Великий личным примером обучения делу кораблестроения в Европе придал мощный импульс развитию в России целых производственных отраслей, создал с нуля боеспособный флот и вывел страну на уровень великой морской державы, - приводит пример вице-премьер. - Так почему бы и сегодня нам не направлять своих «технарей» обучаться технологиям шестого уклада за границу за счет государства при условии их дальнейшей работы на Родине? На мой взгляд, обучение за рубежом можно было бы сочетать с приглашением преподавателей ведущих иностранных вузов в Россию. А также приглашением на работу к нам лучших иностранных выпускников с выдачей им российского гражданства».