«Министры иностранных дел Норвегии и Швеции придумали план, который Россия выдала за свой», – негодует норвежское издание Verdens Gang со ссылкой на главу МИД Эспена Барта Эйде, пишет «Российская газета».
Напомним, что надежда на политическое решение сирийской проблемы появилась после пресс-конференции Джона Керри в Лондоне 9 сентября, когда госсекретарь США заявил, что Башар Асад может избежать бомбардировок, если передаст все химическое оружие в течение недели. Россия взяла на себя практическую реализацию этой миссии. Глава МИДа Сергей Лавров призвал сирийское руководство не только передать химоружие под международный контроль, но также присоединиться к Договору об уничтожении химоружия.
В одном из последних интервью, отвечая на вопрос, когда родилась идея химического разоружения Сирии, Джон Керри сказал: «Мы давно обсуждали необходимость контроля за сирийским химическим оружием. Говорили об этом на заседаниях в ООН и во время двусторонних переговоров с Россией. На прошлой неделе я обсуждал этот вопрос с Лавровым, а Владимир Путин говорил об этом с президентом Обамой на саммите G20».
Однако глава внешнеполитического ведомства Норвегии Эспен Барт Эйде утверждает, что «эта идея родилась в северных странах. Я не могу сказать, что у нас было готовое решение, но очевидно, что мы некоторым образом на него повлияли».
По данным норвежских СМИ, идея обсуждалась на видеоконференции министров иностранных дел северных стран и прибалтийских государств перед тем, как ее представили президенту США Бараку Обаме за ужином во время его визита в Стокгольм (4–5 сентября). Ее озвучили также российскому министру Лаврову. Как пишет газета, министры из Швеции и Норвегии Карл Бильдт и Эспен Барт Эйде не смогли связаться с ним по телефону, но зато это удалось главе МИД Финляндии Эркки Туомиойя на следующий день. Verdens Gang уверяет, что глава российской дипломатии обещал обдумать эту мысль. То же самое, но еще 29 августа, если верить СМИ, ответил своему польскому коллеге Радославу Сикорскому Джон Керри и сообщил, что поговорит об этом с Лавровым.
Справедливости ради нужно сказать, что в тот же день в разговоре с Le Monde Сикорский заметил: «Если бы Россия объявила, что берет на себя ответственность за защиту этого арсенала, это повлияло бы на ход событий». На это интервью обратили внимание в России, но по другому поводу: глава польского МИДа возложил на Россию ответственность за наличие химоружия в Сирии. «Нет ничего более далекого от реальности», – говорилось тогда в заявлении МИД России.