«Большинство особо крупных контрактов заключаются и реализуются в «серой» зоне правоприменительной практики и закупочных технологий. Более 70% контрактов (в количественном и стоимостном выражениях) размещаются вне конкурентных процедур посредством заключения договора с единственным поставщиком», – говорится на сайте ведомства.
СП установила многочисленные нарушения заказчиками норм Бюджетного и Гражданского кодексов РФ, требований законодательства в сфере размещения заказов и защиты конкуренции, иных норм.
«Собранные факты свидетельствуют о наличии в сегменте особо крупных закупок повышенных рисков для бюджета РФ, а также условий для недобросовестного исполнения заказчиками и подрядчиками (исполнителями, поставщиками) своих полномочий», – отмечает СП.
Ведомство напоминает, что ФЗ № 44 определил особенности закупок малых объемов.
В то же время заказчикам предоставлено право размещать особо крупные (сложные и долгосрочные) контракты на общих основаниях с простыми, регулярными и краткосрочными поставками товаров с функционирующих рынков.
Счетная палата предлагает с 1 января 2014 года, до вступления закона в силу, внести в него изменения – установить дополнительные требования к заказчикам, размещающим особо крупные контракты, к типовым условиям контрактов, а также к особенностям процедур планирования, заключения и исполнения особо крупных контрактов, их мониторинга, контроля и аудита эффективности.
«Проверка выявила высокий, но пока не реализованный потенциал этого нового инструмента», – отмечается в сообщении.