Кабинет министров внес в Госдуму поправки в Трудовой кодекс, регулирующие труд творческих работников: журналистов, актеров, телеведущих, артистов цирка и так далее, пишет «Российская газета».
Если журналисты захотят использовать эту процедуру, могут быть включены в перечень, если не захотят - пожалуйста, не используйте
Особенности труда творческих работников регулируются сейчас статьей 252 Трудового кодекса, а также коллективными и индивидуальными трудовыми договорами. И главная новация законопроекта заключается в том, что конкурс на замещение должности творческого работника, с которым заключен договор на неопределенный срок, будет снова проводиться раз в пять лет.
При этом не будет конкурса на замещение должностей руководителей творческих коллективов, на замещение должностей творческих работников, занимаемых беременными женщинами, а также женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.
А если творческий работник в результате конкурса не избран на должность или отказался принять участие в конкурсе, трудовой договор с ним будет прекращен.
Сообщается также, что если трудовой договор на неопределенный срок был заключен с творческим работником более пяти лет назад, то конкурс для такого работника должен проводиться в течение года с момента вступления в силу нового закона. А сам закон вступит в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Другие подробности приводит «Коммерсант». По данным издания, соответствующий законопроект разработан в Министерстве культуры и будет обсуждаться на заседании правительства 23 мая.
При этом в Минкульте заверили, что новшества коснутся лишь «артистов балета, оперы и драмтеатров». Журналисты также могут перейти на конкурсную основу, однако такое решение министерство оставляет на усмотрение профессионального сообщества.
Действующая статья 351 ТК будет касаться только «работников средств массовой информации, теле- и видеосъемочных коллективов», сохраняя для них нынешнюю свободу в выборе вида контракта и не распространяя на них новую процедуру творческих конкурсов. Журналисты «не входят в сферу интересов авторов законопроекта», заверил замминистра культуры Григорий Ивлиев.
«Если журналисты захотят использовать эту процедуру, могут быть включены в перечень, если не захотят - пожалуйста, не используйте», - сказал он.
Хотя и трудовые права журналистов, по его мнению, не защищены, поэтому «сменился на телеканале руководитель - и меняется команда».
«Такой конкурс никак не защитит журналиста, а, наоборот, станет способом расправы с ним», - заверил в свою очередь гендиректор «Общественного телевидения» Анатолий Лысенко.
Что касается артистов, издание напоминает, что еще в 2011 году деятели искусств на личных встречах с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным обращались к ним с просьбами урегулировать через Трудовой кодекс отношения в творческих коллективах и, прежде всего, в театрах.
Мотивы появления нового законопроекта в Минкультуры как раз и объясняют многочисленными скандалами в творческой среде.
«Когда приходит новый руководитель театра, то обычно либо труппа его выживает, либо он начинает менять труппу неправовыми средствами», - пояснил замминистра культуры Григорий Ивлиев.
Поэтому, по его словам, и появилась идея предусмотреть регулярные «конкурсы на замещение должности творческих работников».
Правда, перечень профессий, переходящих на конкурс, по его словам, «будет коротким» и коснется даже не всех артистов.
Сейчас, по данным Ивлиева, «70-75% артистов театров заключают договоры на неопределенный срок». Из них «порядка 25-30% не востребованы в репертуаре своих театров». В целом, среди «артистов балета, оперы и драматических театров» таких «не более 20% - их и коснутся новые правила», утверждает замминистра.
Есть уже и реакция на происходящие перемены профессионального сообщества.
Так, генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов рассказал, что давно добивался законодательного разрешения существующих проблем.
«Я сам был инициатором этого закона, - заявил он. - Обращался и в СТД, и в Думу, и в правительство. К сожалению, тот проект закона, который будет рассмотрен сейчас, все равно половинчатый. Я бился за большее».