«Я себя предателем в данном случае не чувствую. Люди, которые участвовали в этом деле, знали, на что идут, и знали, что такой результат возможен. Что касается всех участников этих массовых беспорядков, то я ни на кого показаний, которые могли бы привести к отягощению их участи, не давал. На Леню и Сережу – да, но это только наше дело», – заявил Лебедев в интервью журналу «Коммерсантъ Власть».
Перед этим мы 26 бутылок вина вчетвером выпили за вечер
По его словам, на сотрудничество со следствием его толкнула явка с повинной другого фигуранта этого дела – Леонида Развозжаева. «Она определила дальнейшую деятельность следствия, а так как Леня был посвящен полностью во все, то явка не оставила для следствия никаких серьезных пробелов. Я во всем сознался и добился отношения «Иди, мальчик, мы тебе по минимуму дадим, ты нам не интересен». Идти на рожон сломя голову, получать десятку и все равно никого этим не спасти – ну, это был выбор, который достоин фанатика, но не разумного человека», – рассказал Лебедев.
Он также сообщил, что с грузинским бизнесменом Гиви Таргамадзе, которого обвиняют в финансировании беспорядков, он познакомился в Киеве, участвуя в «оранжевой революции». Оппозиционер отметил, что первые деньги от Таргмадзе в Россию пришли через движение «Смена». «Создание мощной левой партии, получение денег из-за рубежа, по крайней мере, об этом говорил Таргамадзе, и в конце концов – вхождение в органы власти. То есть фактически замена собой КПРФ с перспективой вывода Удальцова в политики федерального уровня», – объяснил он свои цели.
При этом, признался он, никого не смущало, что их финансирует грузин. «Я им честно сказал: этот человек – глава комитета парламента Грузии по обороне и безопасности, это шаг в совершенно другой для нас мир, давайте подумаем, надо нам это или нет. Сейчас я думаю, не было бы там Лени – ничего бы не было. Он увидел возможность спокойно заниматься любимым делом – политикой, потому и стал самым активным лоббистом встречи с Таргамадзе. Если бы тогда мы думали не о деньгах на партию, а о том, что это дело нам всем грозит десятью годами отсидки, мы бы потупили глаза, встали и разошлись», – рассказал он.
Финансирование российского несистемного протеста, как и предполагали следователи, велось по личным каналам, деньги платились наличными. Лебедев озвучил и суммы.
«В июне, после 6 мая, мы получили $90 тыс. На эту сумму были куплены машины Развозжаеву и Насте Удальцовой. Еще ушли на листовки, около 70 тыс. руб. каждый тираж, флаги, расходы на штаб, Леня там набрал команду. Поездки. В кабаках я платил из остатков. Вообще деньги всегда хранились у меня», – пояснил оппозиционер, добавив, что последний транш прошел в августе 2012 года и составил $42 тыс.
Объяснил Лебедев и идейное содержание борьбы с действующей властью, и практические предложения грузинских коллег: «Предлагали измазать здание ФСБ валерианой, чтоб коты сбежались, или запустить воздушный шар с изображением Путина и расстрелять его. Еще были идеи спровоцировать охрану Кадырова, перекрыв дорогу его кортежу. Нанять или угнать грузовики с автобусами и на митингах отгораживаться ими от полиции».
По словам Лебедева, и российские оппозиционеры, и их иностранные инвесторы употребляли довольно много алкоголя.
Вот как герой интервью описывает начало знакомства с Гиви Таргамадзе: «Первый раз – в марте 2012 года. Приехали на машине депутата Ильи Пономарева, Леня (Леонид Развозжаев – ВЗГЛЯД) на ней Удальцова везде возил. Приехали, познакомились, выпили. Попытались написать какую-то смету, но уж пьяные были. С Гиви всегда было много народу, у него была привычка возить с собой свиту. Потом мы ездили в июне, а третий раз – в конце августа из Литвы на машине с Василичем (Таргамадзе). Перед этим мы 26 бутылок вина вчетвером выпили за вечер. За нами машина с дипломатическими номерами приехала. За руль сел пьянющий посол Грузии в Литве, который с нами эти бутылки и пил. И на скорости 140 км в час полетели до границы. В Минске сели добухивать. Когда летели назад, я сильно пьяный в аэропорту боялся, что сейчас нас с Серегой кто-то на фотоаппарат заснимет».
Интервью вызвало всплеск самых различных комментариев в среде оппозиционеров.Адвокат Виолетта Волкова, защищавшая девушек из панк-группы Pussy Riot, предложила включить Лебедева в «список Магнитского», политический активист и журналист Сергей Смирнов иронично отметил, что «хорошо, что кроме Кости Лебедева никто из оппозиции не брал иностранные деньги», а оппозиционный блогер Рустем Адагамов разочарованно написал о том, что такие, как Лебедев и Удальцов, «подставили тысячи честных людей».
Блогер и член КС оппозиции Олег Кашин* в свою очередь обиделся на то, что Лебедева некоторые пользователи Сети сочли просто не слишком умным активистом. «Вообще круто. Лебедев такой: Друзья, я дурак! И все такие: Ура, ура, он не провокатор, он просто дурак, слава Богу, слава Богу», – написал Кашин.
«Для меня история Лебедева – гораздо хуже того, чем он был бы провокатором, бессмысленность внутри, а не вокруг», – ответила Кашину в своем неподражаемом косноязычном стиле бывшая телеведущая Ксения Собчак.
Напомним, приговор Лебедеву был вынесен в минувший четверг. Согласно решению судьи, Лебедев был приговорен к лишению свободы на два с половиной года. Ранее обвинение требовало для оппозиционера пяти лет лишения свободы. Однако с учетом того, что Лебедев полностью признал свою вину и активно сотрудничал со следствием, суд счел возможным смягчить приговор.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 6 мая в Москве состоялась санкционированная акция оппозиции, которая закончилась столкновениями с полицией. По данным столичного ГУ МВД, в акции приняли участие около 8 тысяч человек, по данным организаторов мероприятия – порядка 20 тысяч человек. В ходе беспорядков пострадали 29 полицейских. Были задержаны 436 человек.
В начале октября на телеканале НТВ был показан фильм «Анатомия протеста-2». Из его содержания, в частности, следовало, что экс-президент Банка Москвы Андрей Бородин был готов выделить крупную сумму на поддержку внесистемной оппозиции в России.
Посредником, по утверждению создателей фильма, выступил Таргамадзе, а одним из исполнителей плана активизации протестного движения в России – координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, а также националисты.
После проверки сведений, изложенных в фильме, СК возбудил уголовное дело в отношении Удальцова, Лебедева и Развозжаева по факту приготовления к организации массовых беспорядков (ст. 30 и 212 УК РФ). В рамках расследования Развозжаев был арестован, Удальцов и Лебедев были заключены под домашний арест.
В феврале Басманный суд Москвы выдал санкцию на заочный арест Гиви Таргамадзе. Такая мера была необходима для передачи данных в Интерпол об объявлении политика в международный розыск.
14 февраля российские следователи обвинили Гиви Таргамадзе в организации беспорядков в Москве и ряде российских регионов и официально объявили его в розыск. Материалы для розыска депутата передали московской полиции.
В СК уверены, что Таргамадзе не только финансировал российскую оппозицию, но и руководил ее лидерами во время беспорядков на Болотной. Там также пояснили, что, поскольку Таргамадзе является иностранным гражданином, считать его обвиняемым раньше не удавалось, не выяснив, наделен ли он каким-либо иммунитетом.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом