Он подчеркнул, что «Агудас Хасидей Хабад» «категорически отвергает это предложение и считает единственным приемлемым результатом возвращение коллекции в штаб-квартиру организации в Бруклине (город Нью-Йорк)», передает ИТАР-ТАСС.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, во вторник президент России Владимир Путин предложил разместить книги и документы из коллекции любавичского раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона в открытом в прошлом году Еврейском музее и центре толерантности в Москве.
«С сожалением должен констатировать, что дискуссия по этой проблеме /библиотеке Шнеерсона/ вышла в конфронтационную плоскость, связанную с принятием, на мой взгляд, неправосудных решений в судебных инстанциях другой страны», – заявил Путин, добавив, что «библиотека Шнеерсона не принадлежит какой-то конкретной еврейской общине, она принадлежит российскому государству».
Напомним, в августе 2010 года американский судья Ламберт постановил, что организация хасидов в США «Агудас Хасидей Хабад» доказала свое право на книги и рукописи любавичского раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона. Она заявила, что документы хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве незаконно.
В середине января суд округа Колумбия штата Вашингтон обязал российское правительство выплачивать по 50 тыс. долларов ежедневно до возврата американским хасидам книг Шнеерсона. Однако администрация президента США Барака Обамы не согласилась с решением суда.
В конце января хасиды сообщили, что не настаивают на выплате Россией наложенного судом в Вашингтоне штрафа, а также на конфискации предметов искусства и другой российской собственности за рубежом. По словам источников в нью-йоркской штаб-квартире движения, хасиды продолжают переговоры с российскими властями и надеются на мирное разрешение конфликта.
Шнеерсон был выслан из Советского Союза в 1927 году. Он частично перевез свою коллекцию сначала в Латвию, где получил гражданство, а потом в Польшу, где оставил ее после вторжения войск фашистской Германии. Позже коллекция была перевезена в Германию, откуда ее в 1945 году забрала Красная армия. Другая часть коллекции была национализирована большевиками еще раньше – в 1918 году – и в итоге оказалась в фондах Российской государственной библиотеки.