Хейгела допрашивали с пристрастием, сообщает BBC.
Причем самые острые вопросы задавали сенаторы-республиканцы. Прежде всего бывший друг и коллега Джон Маккейн, тоже ветеран Вьетнамской войны, на которой сержант Хейгел был командиром взвода и дважды орденоносцем.
Большинство демократов задавали Хейгелу легкие вопросы, поскольку не хотели сконфузить назначенца своего президента.
Но и некоторые демократы высказывались критически, например, глава комитета Карл Левин. Он радушно приветствовал кандидата в начала заседания и отметил, что если Хейгела утвердят, он будет первым бывшим военнослужащим сержантского состава, сделавшимся шефом Пентагона. С другой стороны, Левин дал понять, что его покоробили некоторые прошлые заявления Хейгела.
Тот просидел в сенате 12 лет, голосовал, по его словам, около 3 тысяч раз и оставил за собой бумажный след из сотен речей и интервью.
Несколько сенаторов-республиканцев попросили Хейгела объясниться по поводу формулировки «еврейское лобби», которую он однажды употребил, говоря о влиятельных вашингтонских организациях, лоббирующих интересы Израиля. Это словосочетание решительно сочли неполиткорректным, а некоторые почуяли в нем привкус антисемитизма, обвинения в котором могут погубить в США карьеру.
Хейгел также посетовал однажды, что это лобби имеет обыкновение «запугивать» членов конгресса. Его спросили, придерживается ли он по-прежнему этой точки зрения, и кого он конкретно имел в виду.
«Назовите одного человека в сенате США, который был бы запуган израильским лобби», - потребовал республиканец Лесли Грэм.
Кандидат попытался уйти от прямого ответа, но инквизитор не отставал, и в конце концов Хейгел сказал, что сожалеет об этом своем заявлении и не может назвать ни одного сенатора, который был бы запуган произраильскими кругами. Не смог он также вспомнить ни одного решения, которое бы сенат принял под нажимом этих кругов.
«Мне надо было использовать другой термин, - сказал Хейгел, отвечая на вопросы республиканца Роджера Уикера. – Я извиняюсь».
Новоиспеченный сенатор-республиканец Тед Круз показал видеозапись интервью, которое Хейгел дал в 2009 году «Аль-Джазирре», и поинтересовался, считает ли он по-прежнему, что Израиль виновен в военных преступлениях. Хейгел ответил, что никогда так не думал. Тогда Круз привел заявление, сделанное Хейгелом в 2006 году, когда тот охарактеризовал действия израильских военных, как «отвратительное побоище».
«Я много, много раз заявлял, что любая страна имеет право себя защищать», - сказал Хейгел. «Вы считаете «отвратительное побоище» военным преступлением или нет?» - не отставал республиканец, представляющий консервативное крыло своей партии.
«Нет, - начал импровизировать Хейгел, - это зависит от того... на них напали, это зависит от многих факторов. Если Израиль себя защищал, побоище происходило с обеих сторон».
Хейгел также опрометчиво заявил, что поддерживает политику «сдерживания» по отношению к Ирану. На самом деле Белый дом заявляет, что ставит себе целью предотвратить появление атомной бомбы у Исламской Республики. «Политика сдерживания» в этом контексте означает, что США готовы примириться с наличием у Ирана ядерного оружия.
Через некоторое время кто-то сообщил Хейгелу запиской, что так говорить было не надо, и он спешно сделал поправку. «Я оговорился, когда сказал, что поддерживаю президентскую позицию по сдерживанию, - извинился он. - Если я так сказал, то я имел в виду, что у нас нет позиции по сдерживанию».
В комитете 26 членов, и пока лишь 11 из них сказали, что определились: 6 точно за него, а 5 – определенно против.