Сообщается, что 2 октября 2013 года были приостановлены сертификаты Днепровагонмаша группы ТАС Сергея Тигипко на поставку в Россию полувагонов, вагонов для битума, цементовозов, зерновозов и вагонов-платформ.
Через две недели – 15 октября – отозван сертификат на крытые вагоны, полувагоны и некоторые типы цистерн мариупольского Азовобщемаша.
Этот завод входит в холдинг «Азовмаш», который производит оборудование для металлургов и вагоны, и контролируется наследниками его бывшего президента Александра Савчука и Юрием Иванющенко, передает Forbes.ua.
В конце сентября РСФЖТ приостановил действие сертификатов на несколько типов вагонов Крюковского вагоностроительного завода Владимира Приходько. И хотя 23 октября сертификаты на восемь из них были восстановлены, под запретом по-прежнему остаются поставки в Россию полувагонов, цементовозов и крытых вагонов.
По принятым в России правилам, сертификаты на продукцию машиностроительных предприятий действуют в течение одного–трех лет. Отзыв или приостановка действия сертификата запрещает поставки до пересмотра решения.
Экономическая причина возникновения ограничений – затоваривание российского рынка вагонов. По оценкам «Российских железных дорог», излишек полувагонов в стране в конце 2012 года – 150 тыс., это около трети всего российского вагонного парка, или объем производства всех заводов СНГ приблизительно за два года.
Российский рынок – крупнейший для Украины. По данным Госкомстата, в прошлом году туда продали 33 107 грузовых вагонов и цистерн – 60% всего экспорта этой продукции за рубеж на 2,31 млрд долларов. За январь – август украинские заводы заработали на поставках вагонов в Россию 1,21 млрд долларов.
В прошлом году продажи вагонов принесли Украине 2,3 млрд долларов, или 13% годового экспорта в Россию, за восемь месяцев этого года – еще 1,2 млрд долларов. Ожидаемые потери украинских заводов от нынешних запретов – не менее 50 млн долларов в месяц, подсчитал аналитик ИК «Арт Капитал» Алексей Андрейченко.