«Вопрос, связанный с властью в национальных республиках, - очень тонкий и деликатный. В различных национальных республиках имеют место и различные традиции, консенсусы национальных лиц», - сказал директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты Максим Григорьев.
Григорьев призвал обсуждать различные варианты избрания или назначения первых лиц в особых регионах.
«Я в этом смысле поддерживаю доклад Дмитрия Бадовского в том, что для национальных республик, возможно, имеет смысл отрабатывать различные модели политической власти. Нет необходимости пытаться сформулировать некую единую систему для всех национальных республик. Скорее, эти предложения нужно смотреть в применении к каждой из республик в отдельности: где-то они могут подойти, где-то они преждевременны, а где-то такого рода форматы, возможно, будут и неуместны», - пояснил он.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Институт социально-экономических и политических исследований Дмитрия Бадовского подготовил доклад, который предлагает видоизменить выборы глав национальных республик и сложных регионов.
Эксперты ИСЭПИ полагают, что для национальных республик введение прямых выборов главы региона является преждевременным. По их мнению, фактический порядок формирования исполнительной власти необходимо определять в самих регионах, исходя из местных условий.
Заместитель директора фонда Александр Пожалов пояснил, что закон о партиях и муниципальный фильтр не снимают проблемы участия в выборах несистемных кандидатов, которые будут пытаться поднимать национальные темы и открыто декларировать распад страны.
Пожалов перечислил четыре модели дополнительных ограничений, которые должны быть выбраны в регионах по результатам референдума. Первой моделью он назвал ту, которая исторически сложилась в Дагестане: выборы главы региона из депутатов. «Вторая – также непрямые выборы, при которых кандидаты в руководители региона могут предложить любые партии, голосование депутатами законодательного собрания», – сказал он. Третья модель – это прямые выборы, при которых кандидаты представлены только партиями законодательных собраний. Четвертая – прямые выборы, но в составе списка партии. После этого президенту будет предложено выбрать одного из трех кандидатов.
Важным, по мнению фонда, является недопущение к выборам националистов, но не столичных «правых» философов, а людей совсем иного рода. Различные экстремистские партии, декларирующие «необходимость независимости» национальных республик, возникают с известной периодичностью, но если раньше барьером для них было число членов, то либерализация партийного законодательства может привести к нежелательным политическим последствиям именно в этой сфере.