«Ключи урегулирования, повышения доверия – только в больших прямых человеческих контактах, и мы должны снять все барьеры на этом пути», – сказал он. «Такой опыт есть, вспомните Эргнетскую ярмарку», – сказал он. «Она быстро сблизила разделенных войной грузин и осетин, а мы должны придумать еще лучше», – заявил источник.
В середине 90-х, спустя несколько лет после грузино-осетинского вооруженного конфликта 1989–1992 годов, на грузино-осетинской границе в селе Эргнети стихийно возникла ярмарка, где торговали и грузины, и осетины. Хождение на ней имели и рубли, и лари.
Товары поступали дальше в Грузию безакцизно, однако правительство экс-президента Эдуарда Шеварднадзе закрывало на это глаза, отдавая предпочтение упрочению контактов на уровне рядовых граждан, имевших бизнес на этой ярмарке. Более того, лари имели хождение и за ярмаркой Эргнети, на всей территории Южной Осетии.
Более всего в Эргнети был популярен бензин, завозившийся из России, также спросом пользовалась водка, которую производили в Северной Осетии.
В 2004 году новые власти Грузии начали жесткую борьбу с контрабандой и разогнали Эргнетский рынок. В том же году произошли первые после 1992 года серьезные военные столкновения Грузии и Южной Осетии. И только после войны 2008 года власти Грузии выступили с другими инициативами по сближению, например предлагали «нейтральные паспорта», но эту идею в Абхазии и Южной Осетии не приняли.
«Людям легче находить общее, чем политикам, а потом, когда восстановится простое человеческое доверие, появятся новые возможности поиска форм политического существования», – сказал газете ВЗГЛЯД источник в «ГМ».
При этом представитель «Грузинской мечты» исключил признание Грузией Абхазии и Южной Осетии. «Это иллюзия. Это уже хорошо понимают и в России», – сказал он.