По его словам, «с 16-го по 29 апреля следователи Следственного комитета России в рамках исполнения запросов о правовой помощи совместно с польскими прокурорами провели следственные действия в Варшаве по уголовному делу о катастрофе польского самолета Ту-154М бортовой номер 101, выполнявшего нерегулярный международный рейс по маршруту Варшава – Смоленск-Северный с делегацией на борту из 88 человек во главе с президентом Республики Польша Лехом Качиньским», передает ИТАР-ТАСС.
За это время «с участием российских следователей по поставленным ими вопросам допрошено 20 свидетелей из числа командования 36-го специального транспортного авиаполка Военно-воздушных сил Республики Польша, осуществлявших организацию полета и подготовку экипажа самолета Ту-154М, а также должностных лиц, ответственных за получение и предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации, необходимой для вылета и осуществления полета», – отметил Маркин.
«В ходе данных допросов получены сведения, которые в последующем будут иметь важное значение при принятии по уголовному делу процессуального решения, – сообщил представитель СК. – По оценке российского следствия, по результатам работы в Варшаве получены важные сведения, которые помогут установить причину катастрофы, условия, ее повлекшие, уровень подготовки экипажа воздушного судна, его моральное и психологическое состояние в ходе полета и перед вылетом из Варшавы в Смоленск».
«Также следователями получена информация, которая позволит установить очень важное обстоятельство для принятия решения по делу: оказывалось ли давление на командира воздушного судна Протасюка при принятии им решения о заходе на посадку при видимости ниже минимума командира воздушного судна и аэродрома», – добавил он.
«Тем не менее за период работы в Варшаве российским следователям не удалось выполнить весь запланированный объем следственных действий по не зависящим от них причинам, – подчеркнул Маркин. – В частности, не удалось допросить представителей канцелярий президента Республики Польша и председателя совета министров, которые согласовывали с российской стороной аэродром прибытия Смоленск-Северный для приема 10 апреля 2010 года делегации во главе с президентом Республики Польша».
«А вызванный польской стороной на допрос с участием российских следователей представитель канцелярии председателя совета синистров Республики Польша не был осведомлен в вопросах, касающихся организации прибытия в Смоленск делегации во главе с президентом Республики Польша на самолете Ту-154М», – продолжил Маркин.
«Таким образом, – сказал представитель Следственного комитета, – на сегодняшний день остались невыясненными ряд важных для российского следствия по данному уголовному делу вопросов, входящих в компетенцию сотрудников канцелярий председателя совета министров и президента Республики Польша, заявленные в российских запросах о правовой помощи. Предполагается, что данные обстоятельства будут устанавливаться в ходе последующих прибытий российских следователей в Варшаву либо в порядке исполнения запросов о правовой помощи».
По словам Маркина, «по окончании производства запланированных совместных следственных действий перед отъездом в Москву российские следователи обсудили с польскими прокурорами результаты совместной работы в Варшаве, запланировали приезд в Москву польских прокуроров с экспертами для их участия в фоноскопической экспертизе бортовых самописцев, а также другие вопросы, связанные с взаимным исполнением запросов о правовой помощи».
10 апреля прошлого года Ту-154М, летевший с делегацией Польши на памятные мероприятия в Катынь, потерпел крушение под Смоленском при заходе на посадку. Погибли все 96 человек, находившихся на борту президентского самолета, в том числе глава государства Лех Качиньский.
Международные эксперты Межгосударственного авиационного комитета пришли к выводу, что катастрофа лайнера произошла в результате действий экипажа, принявшего в условиях психологического давления решение о посадке в неблагоприятных погодных условиях.