«Союз», без сомнения, надежен, но он стал раритетной и потому слишком дорогой машиной. «Союз» неэффективен, так как требует слишком больших расходов. Многие детали давно сняты с производства и делаются небольшими партиями только для «Союза», - сказал Крикалев в интервью газете «Известия».
Он напомнил, что США строят взамен своих шаттлов новые транспортные корабли, один из них будет готов в этом году. «И если мы не найдем замену старому «Союзу», то отстанем и на этом важнейшем направлении», - сказал Крикалев, передает «Интерфакс».
По его словам, «требования к новому кораблю следующие: надежность, возможность модернизации, ремонтопригодность, модульность, что позволит использовать его для разных задач, в том числе для возвращения со второй космической скорости, то есть из межпланетных полетов».
«Кроме того, я считаю, что настало время приступить к строительству космической базы на орбите, где можно было бы собирать, испытывать и запускать космические аппараты. Многие расчеты показывают, что производственная и испытательная база на орбите обойдется дешевле и проще, чем на Земле», - сказал Крикалев.
Отвечая на вопрос, зачем нужна космическая база на орбите, Крикалев сказал: «Надо развивать космическую инфраструктуру, а применение найдется».
«Когда человек строил автомобиль, никто не спрашивал, куда на нем поедем? Маршрут появится, когда появятся возможности. Дороги, сервис, заправки - инфраструктура автотранспорта открыла новые возможности, и теперь без автомобиля жизнь стала невозможной. Так же будет с космическими кораблями», - добавил он.
По его словам, критика в адрес российской космонавтики, где мало новых проектов, справедлива.
«Причин много - и кризис 1990-х, и отток специалистов. Начинали проекты - и бросали. Были проекты по Луне, по Марсу, был корабль «Клипер», его Путину показывали. Все осталось на уровне концепций, потому что не было поставлено цели, как в США в 1960-е годы, когда разрабатывалась лунная программа, чтобы ликвидировать отставание от СССР. Я считаю, главная причина того, что нет новых проектов, - проблема с выбором приоритетов и постановкой задачи», - сказал Крикалев.
По его словам, во времена Сергея Королева «стратегию развития техники определяли главные конструкторы, а сейчас во многих отраслях, не только в космонавтике, тон задают те, кто занимается эксплуатацией техники».
«Спора нет, это важно, но такие специалисты по своей сути являются консерваторами, изменения для них вредны, а тех, кого будоражат новые идеи, они считают источником опасности. Это препятствует прогрессу, но еще хуже, когда на первый план выйдут коммерсанты. Нельзя допустить, чтобы из космонавтики ушли люди, которые умеют мечтать и предлагать новые идеи. Мне кажется, что власть уже сознает это, и руководители страны прямо говорят, что хватит готовить экономистов и юристов, нам нужны люди, которые создают реальное дело. Жаль только, что на зарплате инженеров это не отражается», - сказал начальник ЦПК.