«Финны предложили нам проект стоимостью 80 млн евро, рассчитанный на семь лет», – сказал Петраков, передает «Интерфакс».
Со своей стороны президент благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артем Тарасов заявил журналистам, что российские специалисты планируют поднять этот корабль за два месяца и «за так» – краны и водолазы есть.
При этом он добавил, что Финляндии может быть сделано предложение о подъеме хотя бы одного сундука с историческими ценностями. «Тогда Россия будет знать, есть ли смысл участвовать в подъеме всего корабля. Пока неясно, сохранились ли вообще картины. Мы не знаем, о чем идет речь», – пояснил Тарасов.
«В каком состоянии находятся картины, пока говорить рано. Однако есть информация, что в то время существовали способы герметичной упаковки, а также о том, что картины сохранились, косвенно говорит то, что Екатерина II после кораблекрушения пыталась найти судно», – подчеркнул президент фонда.
Он также заметил, что когда корабль был обнаружен финскими исследователями, удалось поднять несколько предметов – терракотовую курительную трубку, печать-пломбу от груза и кусок якоря. По его словам, все предметы находятся в отличном состоянии.
Тарасов отметил, что на судне перевозилась картина, за которую были заплачены невиданные по тем временам деньги.
«За картину боролись два царских дома. Мадам де Помпадур хотела подарить Людовику XV картину придворного голландского художника. Но в итоге картину выкупила Екатерина II за 15 тыс. гульденов. Если переводить это в наши деньги, это 100 млн евро. Это была невероятная цена», – сказал Тарасов.
Касаясь состояния лежащего на дне судна, он сообщил, что корабль «сидит в глине». «В него заносит глину, ил, распирает изнутри. Его разорвет, как и другие корабли. Поэтому не стоит медлить с подъемом груза или всего корабля», – сказал Тарасов.
Петраков, между тем, добавил, что финны очень опасаются того, что Россия будет претендовать на картины, поскольку по нормам международного права Россия может претендовать на груз, так как никогда от него не отказывалась.
«Мы как минимум рассчитываем на экспозицию – временную или регулярную», – сказал по этому поводу Петраков. Он также подчеркнул, что на реставрацию исторических ценностей могут уйти годы.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, судно «Фрау Мария» затонуло в Балтийском море в 1771 году. На борту находились полотна голландских мастеров, коллекции фарфора и монет, золотые и серебряные статуэтки. Все эти ценности, по устоявшейся официальной версии, были закуплены эмиссарами Екатерины II на амстердамском аукционе для Эрмитажа и сопровождались графом Андреем Шуваловым.