Как сообщили «Интерфаксу» в правительстве Мурманской области, в настоящее время рассматривается возможность постановки на вечный прикол рядом с первым советским атомным ледоколом «Ленин» и АПЛ «Ленинский комсомол», которая также была первенцем атомного военного судостроения.#{weapon}
«Впервые с инициативой сохранения легендарной подлодки и созданием на ней музея выступили в 2003 года рабочие судоверфи «Нерпа», куда атомоход был доставлен для утилизации», – напомнил собеседник.
«Мы понимаем, что на реализацию этого проекта нужны значительные средства. И Фонд поддержки атомохода уже подал заявку на получение гранта. Если международная конкурсная комиссия одобрит ее, то в Заполярье появится уникальный выставочный центр, состоящий из первого атомного ледокола и первой атомной подлодки», – сказал представитель правительства.
В настоящее время АПЛ «Ленинский комсомол» находится на стапеле в эллинге судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область) с выгруженной зоной облученного ядерного топлива.
«Самым главным событием для нас является то, что наконец-то принято государственное решение о сохранении лодки. После стольких лет ожидания принято конкретное решение», – заявила руководитель пресс-службы «Нерпы» Ирина Анзулатова.
По ее словам, «в ближайшие дни мы ждем официальных документов из Главкомата ВМФ России об отказе от утилизации К-3». «После того мы приступим к конвертовке подлодки, врезке муляжа на место ядерного реактора, чтобы придать ей остойчивость, и выводу атомохода на воду в акваторию завода», – добавила Анзулатова.
Она уточнила, что, по подсчетам специалистов «Нерпы», реализация проекта по переоборудованию АПЛ и поставке ее на вечный прикол оценивается примерно в 500 млн рублей.
АПЛ «К-3» проекта 627 (шифр «Hоябрь», в классификации HАТО – «Кит») была построена на ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске и спущена на воду в августе 1957 года, в июле 1958 года вошла в боевой состав Северного флота с местом базирования в Гремихе.
В сентябре 1967 года на подлодке произошел пожар, в результате которого погибли 39 человек. Это была первая крупная авария на советском атомном подводном флоте, повлекшая массовую гибель личного состава.
Всего подлодка совершила 14 дальних походов и боевых служб, в том числе совершив в 1958 году первое подледное плавание в Карском и Гренландском морях. В 1962 году «К-3» во время Арктического похода дважды пересекла Северный полюс.