«О состоянии и перспективах развития отечественного судостроения» - так обозначена тема заседания.
По данным главы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Романа Троценко, в 2009 году отрасль продемонстрировала рост производства в 62%. Однако хорошие показатели связаны с тем, что в прошлом году были сданы несколько крупных судов. Мировой финансовый кризис отразился на кораблестроении, отдельным предприятиям из бюджета пришлось оказывать адресную помощь. Например, правительство направило 1 млрд 600 млн рублей на увеличение уставного капитала ОСК, эти средства были предназначены для финансового оздоровления Амурского судостроительного завода.
При этом Троценко настроен оптимистично. «Объединенная судостроительная корпорация закончила 2009 год с прибылью 92 млн рублей. Это очень немного при нашем обороте 150 млрд рублей, но гораздо лучше, чем 9 млрд рублей убытков за 2008 год. Это первый год, который мы закончили с прибылью», - сообщал он ранее. «Первый антикризисный этап, самый сложный, завершен, и мы имеем сейчас непростую, но стабильную ситуацию, которая нам позволяет развиваться», - полагает глава ОСК. Впрочем, Троценко признает, что предприятия отрасли загружены сейчас всего на 52%.
ОСК планирует в первую очередь увеличить производство гражданских судов, но и усиливать работу по государственному оборонному заказу. Сейчас в портфеле заказов ОСК 118 судов. Объем внешнеэкономической деятельности составляет 7,5 млрд долларов. Например, в декабре были подписаны контракты с Вьетнамом и Кувейтом на сумму более 2,5 млрд долларов, что даст загрузку Адмиралтейским верфям и Хабаровскому судостроительному заводу.
Россия на данный момент может успешно конкурировать с другими странами в производстве судов далеко не всех типов. Так, лидерство в строительстве крупных пассажирских судов удерживают Южная Корея, Китай и Япония. Ниша России - малое и среднее судостроение, платформы и военные корабли.
ОСК, министерства транспорта и промышленности разработали законопроект, направленный на развитие российского судоходства и судостроения. По словам Троценко, документ «предусматривает создание специализированных судостроительных зон, которые будут иметь специальные налоговые и таможенные режимы, что позволит выровнять условия хозяйствования с конкурентами в Китае, Корее». Троценко напомнил, что именно через создание специализированных судостроительных зон развивали свое судостроение Япония, Южная Корея, Китай.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин убежден, что законопроект, вступив в силу, позволит улучшить ситуацию в отрасли и приведет к увеличению объема строительства гражданских судов в России. По его данным, потенциальные заказы по гражданским судам до 2020 года составят 2 тыс. судов, денежный портфель - 1,5 трлн рублей, передает ИТАР-ТАСС.