Крупнейший заказчик — Аэрофлот — при задержке более пяти самолетов сроком более чем на полгода может потребовать расторжения контракта.
«Мы задержали поставку,— признает генеральный конструктор НПО «Сатурн» (разрабатывает двигатель для SSJ вместе с французской компанией Snecma) Михаил Кузменко.— Сроки поставки комплектующих зачастую срывались. По двигателю у нас несколько сот поставщиков из Европы, развернуть систему оказалось сложнее, чем мы предполагали».
Господин Федоров не уточнил, каковы могут быть возможные сроки задержки поставок самолета, но на испытания и сертификацию нового самолета, которые в случае SSJ еще не начались, обычно уходит около полутора лет.
Первый полет SSJ был запланирован на лето 2007 года. Впоследствии он был перенесен на ноябрь—декабрь, а вчера источник в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) сказал, что первый полет должен состояться в апреле—мае 2008 года. Таким образом, программа уже отстает от сроков реализации на год.
«Обычная задержка для такого крупного проекта — год-полтора. Два — это тоже считается терпимым»,— говорит гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак.
Разработка регионального самолета, получившего название Sukhoi Superjet 100, начата в 2001 году, продажи — три года назад. Каталожная стоимость самолета в разных модификациях — 23,4-28,9 млн долларов. У ГСС есть твердые контракты на 73 SSJ в базовой версии на 95 мест: 30 — от «Аэрофлота» (с опционом еще на 15), 10 — от Финансовой лизинговой компании (ФЛК), 15 — от AirUnion, 6 — от «Дальавиа», 10 — от ItAli и 2 — от «Армавиа».
SSJ — главный проект российского гражданского авиапрома в последние годы. Стоимость проекта должна составить 1,4 млрд долларов. На церемонии выкатки в сентябре прошлого года первый вице-премьер Сергей Иванов назвал SSJ первым российским пассажирским самолетом, отвечающим мировым стандартам. Первый самолет «Аэрофлот» по контракту должен получить в ноябре и затем получать по одному самолету в месяц. В парке авиакомпании SSJ должны заменить уже списанные Ту-134. В ГСС вчера не смогли прокомментировать, будут ли «Аэрофлоту» поставлены два самолета до конца года. Представитель «Аэрофлота» Ирина Данненберг сообщила, что «Аэрофлот» не получал уведомлений об изменениях в графике.
«Пока речи о штрафных санкциях к производителю нет»,— подчеркнул вчера Алексей Федоров, пишет «Коммерсантъ».