Справки

28 июля 2024, 15:45

Вертолет Ми-6: история, достоинства, применение

Фото: Станислав Корытников/РИА Новости

Первая в мире машина, оснащенная парой турбовальных двигателей со свободной турбиной. В дальнейшем компоновочная схема стала классической для многоцелевых вертолетов. Круг решаемых задач: перевозка подразделений десанта с техникой, эвакуация раненых, транспортировка оборудования и топлива. Также возможно переоборудование под общевойсковой командный центр, допускается использование при тушении пожаров.

Предпосылки для разработки вертолета Ми-6

Опыт ВОВ показал низкую эффективность парашютного десантирования людей и вооружения. Альтернативная стратегия – доставка подразделений на вертолетах непосредственно к линии фронта. Требовалась машина с достаточной грузоподъемностью, способная перевозить легкую военную технику, включая САУ, БТР, БМД, тягачи, орудия и минометы. Также решалась задача снабжения частей, удаленных от ВВП, либо при отсутствии возможностей для использования самолетов.

Новый вертолет должен был взять на себя роль военно-транспортной авиации, осуществлять взаимодействие с войсками даже при отсутствии полноценной инфраструктуры (что неизбежно в условиях полномасштабной войны).

История создания вертолета Ми-6

Теоретические исследования вопроса создания тяжелого вертолета начались еще в 1952 году. Использовался опыт, полученный при разработке конструкции Ми-4 – первой советской военно-транспортной машины вертолетного типа. Проекту присвоили рабочее название «ВМ-6». На первом этапе ключевой задачей стал выбор силовой установки, способной обеспечивать необходимые показатели грузоподъемности (не менее шести тонн). Предполагалась перевозка нагрузки внутри машины и на внешних подвесках.

Подходящие агрегаты в СССР того времени отсутствовали. На первых образцах устанавливали силовые агрегаты, созданные на основе уже существовавшего ТВ-2. Турбовинтовая установка большой мощности проектировалась немцами, после ВОВ дорабатывалась советскими инженерами. Официальная дата начала работ над вертолетом – 11 июня 1954 года, дебютная машина была собрана в 1956 году, совершила испытательный полет 18 июня 1957 года.

Интересные факты: на околосерийные и серийные изделия ставили более совершенные двигатели Д-25В. В войсках Ми-6 появились в 1960 году, были приняты на вооружение по итогам контрольных испытаний. Вертолет выпускали до 1980 года, при этом с 1971 года создавали уже модифицированные Ми-6А. Общее количество собранных машин 874.

Конструктивные особенности и характеристики вертолета Ми-6

Планер Ми-6 состоит из четырехсекционного цельнометаллического фюзеляжа типа монокок, крыла и стабилизатора. Кабина летчиков отделена от мест штурмана и техников сдвижными дверями. Передние окна изготавливаются из толстого оргстекла, задние (силикатные) оборудованы системой обогрева. Грузовой отсек вертолета имеет длину 11,7 м, при ширине 2,8 м и высоте 2,6 м. Защита экипажа от огня из стрелкового оружия обеспечивается за счет установки до 12 бронеплит, масса которых учитывается в общей полезной нагрузке.

Несущий винт цельнометаллический, имеет пятилопастную конструкцию, при этом отдельные элементы не взаимозаменяемые. Лопасти могут быть трапециевидными или прямоугольными. Первый вариант обеспечивает лучшие скоростные характеристики, независимо от расстояния до поверхности земли. Установка альтернативных комплектов оправдана, если необходимо повысить тягу на малых высотах. Хвостовой АВ-63Б стандартный, с четырьмя деревянными лопастями.

Интересный факт: применяемая компоновка считается классической. Даже в конструкциях современных машин используются схожие решения. Исключение  вертолеты, создаваемые по двухвинтовой несущей схеме.

Силовая установка состоит из двух моторов Д-25В и редуктора Р-7. Каждый двигатель оснащен автономной трансмиссией, осевым компрессором девятиступенчатого типа, трубчато-кольцевой камерой сгорания. Принцип размещения: над грузовым отсеком. Также предусмотрены дополнительные комплексы: принудительного запуска, смазки под давлением, внутреннего пожаротушения. Над моторами смонтирован блок охлаждения с мощным вентилятором, реализована система отопления.

Нормальная взлетная масса вертолета 40 000 кг, 44 000 кг – предельно допустимая. С полными баками Ми-6 может перевозить до 9 тонн груза, а 12 тонн, если снизить запас горючего на 4000 литров. Дальность полета на малых высотах 580 км, 605 км при подъеме на 2,5-3 км. Емкость внутренних хранилищ топлива 8150 литров, на внешние крепления можно брать дополнительно еще 9000 литров. Экипаж состоит из шести человек: командира, помощника, штурмана, радиста, техника и механика.

Интересный факт: в течение 5060-х годов на Ми-6 было установлено 16 международных рекордов. Наиболее значимые достижения: скорость полета 320 км/ч (1961) и 340 км/ч (1964), подъем 20117 кг на высоту 2 км (1962).

Принцип управления основан на изменении направления и величины тяги относительно трех пространственных осей (крен, тангаж и курс). Для непосредственной регулировки шага лопастей установлены гидравлические усилители необратимого типа. Помимо ручного, также предусмотрено комбинированное пилотирование, с участием автопилота. Переход в режим стабилизации возможен лишь частично. Передавать все функции автомату нельзя. Электрогенераторы работают парно, но мощности каждого хватит для безопасного завершения полета.

Радиотехническое оборудование представлено двумя компасами (АРК-5, 9 или У2), высотомером, парой приемников, приводной станцией, рентгенометром. Полет фиксируется при помощи комплекса МСРП-12 и авиационного магнитофона. Для переговоров используются командная УКВ, штатная КВ, устройство СПУ-7.

Конструктивно предусмотрена установка пулемета с управлением из кабины штурмана. Как правило, использовались штатные НУВ-1М (К) калибром 12,7 мм, имевшие боевую скорострельность 1100 выстрелов в минуту. Изначально предполагалась установка конструктивно схожего ТКБ-48. Дополнительно на вертолеты ставили кассеты ЭКСП-39 (46) для отстрела сигнальных ракет.

Интересные факты: в грузовом отсеке возможен монтаж кресел в четыре ряда, при общем количестве посадочных мест не более 61. Также возможно размещение коек для лежачих раненых (максимум 41). Катапультирование экипажа осуществляется при помощи парашютной системы С-4, оснащенной прибором принудительного раскрытия.

Дальнейшее развитие и модификации вертолета Ми-6

Базовую конструкцию Ми-6 многократно модернизировали под решение различных задач, включая поисково-спасательные операции, пожаротушение, противолодочную оборону, перевозку пассажиров, постановку радиопомех. Отдельно стоит выделить вертолеты-топливозаправщики (АТЗ и АЗ), которые строились с начала 70-х. Горючее передавалось по назначению только после посадки машины – дозаправка в воздухе не предусматривалась (могли нести до 7400 литров топлива).

Вертолеты под обозначением Ми-22 – это воздушные пункты оперативного управления войсками, серийно выпускались на ростовском заводе. Ключевое преимущество перед более ранними Ми-6ВКП в возможности использования штабной аппаратуры во время полета. Также на вооружении состояла модификация ПРТБВ, представлявшая собой мобильный ракетный комплекс быстрого развертывания.

Дальнейшее развитие Ми-6ПРТБВ – вертолеты с пометкой РВК, предназначенные для транспортировки облегченных ракетных систем «Луна-МВ». Тяжелый вертолет следующего поколения Ми-26 создавался как дальнейшее развитие концепции Ми-6. Также схожие черты имеет самый массовый в мире Ми-8. Если взглянуть на фотографии и схемы машин, «родство» видно сразу.

Поставки на экспорт и опыт боевого применения вертолета Ми-6

Ми-6 использовались российскими вооруженными силами вплоть до 2002 года, постепенно замещаясь вертолетами Ми-26, продолжают летать в Узбекистане, Белоруссии, Лаосе, эксплуатируются некоторыми частными компаниями. Также машина поставлялась в Восточную Азию, Африку, Латинскую Америку, на Ближний Восток. После 1991 года некоторое количество «шестерок» осталось на территории СНГ и стран – бывших членов Варшавского договора (включая Польшу). Вертолеты Ми-6 массово применялись во время Афганской войны 1979–1989 годов. За время боевых действий было потеряно около 30 машин.

Выводы

Машина разрабатывалась под перевозку десанта и штатной техники ВДВ того времени: противотанковых АСУ-57, колесных БТР-152, легких тягачей АТ-Л, грузовиков ЗИС-151. Впоследствии вертолеты дооборудовали для транспортировки оперативно-тактических ракет. По ходу модернизаций выявились дополнительные возможности: на базе Ми-6 начали развертывать командные пункты. Также есть успешный опыт эксплуатации в гражданских условиях, в рамках специализированных операций.

Ми-6 появился в самом начале становления новой концепции применения воздушно-десантных войск, является одним из ее воплощений. На смену массированным парашютным высадкам пришла переброска подразделений к линии фронта на малых высотах. Так удалось минимизировать риски поражения бортов средствами ПВО противника на подлете. При этом десантники получали всё необходимое оснащение сразу, обеспечивалось быстрое восполнение запасов.

Вам может быть интересно

Путин поручил принимать детей соотечественников в школы без языкового теста
Темы дня

Членство в НАТО помогает Финляндии стирать с лица земли древний народ

Финский премьер-министр Петтери Орпо вынужден приносить извинения целому народу – саамам, которые в результате деятельности государственных властей подверглись тотальной ассимиляции. Давление на саамов усилилось после вступления в Финляндии в НАТО и целой серии военных учений. Особенно цинично происходящее выглядит на фоне обвинений, которые в Хельсинки выдвигают против Москвы.

Россия превратила продажу подсанкционного СПГ в рутину

Уже второй российский СПГ-проект начал продавать подсанкционный газ в Китай, причем в том же китайском терминале, что и первый продавец – «Арктик СПГ 2». Это все больше говорит о политических договоренностях на высшем уровне, нежели о коммерческих подвижках самих поставщиков, считают эксперты. Ждать снятия санкций от США по нашему СПГ – утопично.

Трамп: Обама заставил Украину отказаться от окруженного океаном Крыма

Российский бизнес подал иск к ЕС на 53 млрд евро

Касперская предложила ограничить использование ИИ в образовании

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Шойгу передал «горячий дружеский привет» от Путина генсеку Компартии Вьетнама

Секретарь Совета безопасности Сергей Шойгу на встрече в Ханое передал генсеку Компартии Вьетнама То Ламу теплое послание от президента России и обсудил важные международные темы.

Дробницкий назвал единственный путь для Трампа победить «либеральный зоопарк» в ЕC

После обнародования новой Стратегии нацбезопасности США ключевой вопрос заключается в том, удастся ли ее воплотить в жизнь. Все силы американского политического мейнстрима и глобального евроатлантического либерализма будут брошены на то, чтобы документ остался на бумаге, сказал газете ВЗГЛЯД американист Дмитрий Дробницкий. Ранее Дональд Трамп заявил о движении Европы в плохом направлении.

Российские войска освободили Остаповское в Днепропетровской области

Подразделения группировки «Восток» освободили Остаповское в Днепропетровской области, сообщили в Минобороны.

Путин назвал случаи выселения семей военных СВО из жилья безобразием

Президент России Владимир Путин осудил случаи выселения родственников участников спецоперации на Украине из жилья, в том числе служебного.

Трамп потребовал выборов президента Украины

Президент США Дональд Трамп заявил, что настало время проведения президентских выборов на Украине.

Лукашенко назвал литовцев и поляков «своими людьми»

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе обсуждения ситуации с закрытием литовской границы заявил, что считает литовцев и поляков «своими людьми», с которыми можно договориться без вмешательства третьих стран.

В Совфеде предложили запретить продажу конфет с алкоголем детям

В связи с ростом популярности среди подростков шоколадных конфет с алкоголем, предлагается ввести обязательную маркировку и запрет на их продажу несовершеннолетним на онлайн-площадках, заявил член Совета Федерации Игорь Мурог.

Путин продлил упрощенный ввоз товаров через Казахстан и Киргизию

Президент Владимир Путин продлил срок действия упрощенного режима ввоза товаров на автомобилях с территории Казахстана и Киргизии.

КХЛ поддержала возвращение продажи пива на стадионах

Президент КХЛ Алексей Морозов высказался в поддержку инициативы вновь разрешить продажу пива на спортивных объектах и отметил положительный опыт проведения ЧМ по футболу.

Путин пообещал рассмотреть возможность новогодней амнистии для инвалидов и женщин с детьми

Президент России Владимир Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) обратился к члену совета и правозащитнице Еве Меркачевой с просьбой предоставить свои предложения по вопросам «новогоднего помилования».

Путин вручил «Золотую звезду» героям спецоперации за подвиги на фронте

Президент России Владимир Путин вручил медали «Золотая звезда» военнослужащим, проявившим героизм в зоне спецоперации на Украине.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов