Справки

28 июля 2024, 15:45

Вертолет Ми-6: история, достоинства, применение

Фото: Станислав Корытников/РИА Новости

Первая в мире машина, оснащенная парой турбовальных двигателей со свободной турбиной. В дальнейшем компоновочная схема стала классической для многоцелевых вертолетов. Круг решаемых задач: перевозка подразделений десанта с техникой, эвакуация раненых, транспортировка оборудования и топлива. Также возможно переоборудование под общевойсковой командный центр, допускается использование при тушении пожаров.

Предпосылки для разработки вертолета Ми-6

Опыт ВОВ показал низкую эффективность парашютного десантирования людей и вооружения. Альтернативная стратегия – доставка подразделений на вертолетах непосредственно к линии фронта. Требовалась машина с достаточной грузоподъемностью, способная перевозить легкую военную технику, включая САУ, БТР, БМД, тягачи, орудия и минометы. Также решалась задача снабжения частей, удаленных от ВВП, либо при отсутствии возможностей для использования самолетов.

Новый вертолет должен был взять на себя роль военно-транспортной авиации, осуществлять взаимодействие с войсками даже при отсутствии полноценной инфраструктуры (что неизбежно в условиях полномасштабной войны).

История создания вертолета Ми-6

Теоретические исследования вопроса создания тяжелого вертолета начались еще в 1952 году. Использовался опыт, полученный при разработке конструкции Ми-4 – первой советской военно-транспортной машины вертолетного типа. Проекту присвоили рабочее название «ВМ-6». На первом этапе ключевой задачей стал выбор силовой установки, способной обеспечивать необходимые показатели грузоподъемности (не менее шести тонн). Предполагалась перевозка нагрузки внутри машины и на внешних подвесках.

Подходящие агрегаты в СССР того времени отсутствовали. На первых образцах устанавливали силовые агрегаты, созданные на основе уже существовавшего ТВ-2. Турбовинтовая установка большой мощности проектировалась немцами, после ВОВ дорабатывалась советскими инженерами. Официальная дата начала работ над вертолетом – 11 июня 1954 года, дебютная машина была собрана в 1956 году, совершила испытательный полет 18 июня 1957 года.

Интересные факты: на околосерийные и серийные изделия ставили более совершенные двигатели Д-25В. В войсках Ми-6 появились в 1960 году, были приняты на вооружение по итогам контрольных испытаний. Вертолет выпускали до 1980 года, при этом с 1971 года создавали уже модифицированные Ми-6А. Общее количество собранных машин 874.

Конструктивные особенности и характеристики вертолета Ми-6

Планер Ми-6 состоит из четырехсекционного цельнометаллического фюзеляжа типа монокок, крыла и стабилизатора. Кабина летчиков отделена от мест штурмана и техников сдвижными дверями. Передние окна изготавливаются из толстого оргстекла, задние (силикатные) оборудованы системой обогрева. Грузовой отсек вертолета имеет длину 11,7 м, при ширине 2,8 м и высоте 2,6 м. Защита экипажа от огня из стрелкового оружия обеспечивается за счет установки до 12 бронеплит, масса которых учитывается в общей полезной нагрузке.

Несущий винт цельнометаллический, имеет пятилопастную конструкцию, при этом отдельные элементы не взаимозаменяемые. Лопасти могут быть трапециевидными или прямоугольными. Первый вариант обеспечивает лучшие скоростные характеристики, независимо от расстояния до поверхности земли. Установка альтернативных комплектов оправдана, если необходимо повысить тягу на малых высотах. Хвостовой АВ-63Б стандартный, с четырьмя деревянными лопастями.

Интересный факт: применяемая компоновка считается классической. Даже в конструкциях современных машин используются схожие решения. Исключение  вертолеты, создаваемые по двухвинтовой несущей схеме.

Силовая установка состоит из двух моторов Д-25В и редуктора Р-7. Каждый двигатель оснащен автономной трансмиссией, осевым компрессором девятиступенчатого типа, трубчато-кольцевой камерой сгорания. Принцип размещения: над грузовым отсеком. Также предусмотрены дополнительные комплексы: принудительного запуска, смазки под давлением, внутреннего пожаротушения. Над моторами смонтирован блок охлаждения с мощным вентилятором, реализована система отопления.

Нормальная взлетная масса вертолета 40 000 кг, 44 000 кг – предельно допустимая. С полными баками Ми-6 может перевозить до 9 тонн груза, а 12 тонн, если снизить запас горючего на 4000 литров. Дальность полета на малых высотах 580 км, 605 км при подъеме на 2,5-3 км. Емкость внутренних хранилищ топлива 8150 литров, на внешние крепления можно брать дополнительно еще 9000 литров. Экипаж состоит из шести человек: командира, помощника, штурмана, радиста, техника и механика.

Интересный факт: в течение 5060-х годов на Ми-6 было установлено 16 международных рекордов. Наиболее значимые достижения: скорость полета 320 км/ч (1961) и 340 км/ч (1964), подъем 20117 кг на высоту 2 км (1962).

Принцип управления основан на изменении направления и величины тяги относительно трех пространственных осей (крен, тангаж и курс). Для непосредственной регулировки шага лопастей установлены гидравлические усилители необратимого типа. Помимо ручного, также предусмотрено комбинированное пилотирование, с участием автопилота. Переход в режим стабилизации возможен лишь частично. Передавать все функции автомату нельзя. Электрогенераторы работают парно, но мощности каждого хватит для безопасного завершения полета.

Радиотехническое оборудование представлено двумя компасами (АРК-5, 9 или У2), высотомером, парой приемников, приводной станцией, рентгенометром. Полет фиксируется при помощи комплекса МСРП-12 и авиационного магнитофона. Для переговоров используются командная УКВ, штатная КВ, устройство СПУ-7.

Конструктивно предусмотрена установка пулемета с управлением из кабины штурмана. Как правило, использовались штатные НУВ-1М (К) калибром 12,7 мм, имевшие боевую скорострельность 1100 выстрелов в минуту. Изначально предполагалась установка конструктивно схожего ТКБ-48. Дополнительно на вертолеты ставили кассеты ЭКСП-39 (46) для отстрела сигнальных ракет.

Интересные факты: в грузовом отсеке возможен монтаж кресел в четыре ряда, при общем количестве посадочных мест не более 61. Также возможно размещение коек для лежачих раненых (максимум 41). Катапультирование экипажа осуществляется при помощи парашютной системы С-4, оснащенной прибором принудительного раскрытия.

Дальнейшее развитие и модификации вертолета Ми-6

Базовую конструкцию Ми-6 многократно модернизировали под решение различных задач, включая поисково-спасательные операции, пожаротушение, противолодочную оборону, перевозку пассажиров, постановку радиопомех. Отдельно стоит выделить вертолеты-топливозаправщики (АТЗ и АЗ), которые строились с начала 70-х. Горючее передавалось по назначению только после посадки машины – дозаправка в воздухе не предусматривалась (могли нести до 7400 литров топлива).

Вертолеты под обозначением Ми-22 – это воздушные пункты оперативного управления войсками, серийно выпускались на ростовском заводе. Ключевое преимущество перед более ранними Ми-6ВКП в возможности использования штабной аппаратуры во время полета. Также на вооружении состояла модификация ПРТБВ, представлявшая собой мобильный ракетный комплекс быстрого развертывания.

Дальнейшее развитие Ми-6ПРТБВ – вертолеты с пометкой РВК, предназначенные для транспортировки облегченных ракетных систем «Луна-МВ». Тяжелый вертолет следующего поколения Ми-26 создавался как дальнейшее развитие концепции Ми-6. Также схожие черты имеет самый массовый в мире Ми-8. Если взглянуть на фотографии и схемы машин, «родство» видно сразу.

Поставки на экспорт и опыт боевого применения вертолета Ми-6

Ми-6 использовались российскими вооруженными силами вплоть до 2002 года, постепенно замещаясь вертолетами Ми-26, продолжают летать в Узбекистане, Белоруссии, Лаосе, эксплуатируются некоторыми частными компаниями. Также машина поставлялась в Восточную Азию, Африку, Латинскую Америку, на Ближний Восток. После 1991 года некоторое количество «шестерок» осталось на территории СНГ и стран – бывших членов Варшавского договора (включая Польшу). Вертолеты Ми-6 массово применялись во время Афганской войны 1979–1989 годов. За время боевых действий было потеряно около 30 машин.

Выводы

Машина разрабатывалась под перевозку десанта и штатной техники ВДВ того времени: противотанковых АСУ-57, колесных БТР-152, легких тягачей АТ-Л, грузовиков ЗИС-151. Впоследствии вертолеты дооборудовали для транспортировки оперативно-тактических ракет. По ходу модернизаций выявились дополнительные возможности: на базе Ми-6 начали развертывать командные пункты. Также есть успешный опыт эксплуатации в гражданских условиях, в рамках специализированных операций.

Ми-6 появился в самом начале становления новой концепции применения воздушно-десантных войск, является одним из ее воплощений. На смену массированным парашютным высадкам пришла переброска подразделений к линии фронта на малых высотах. Так удалось минимизировать риски поражения бортов средствами ПВО противника на подлете. При этом десантники получали всё необходимое оснащение сразу, обеспечивалось быстрое восполнение запасов.

Вам может быть интересно

Грузовой самолет DHL разбился рядом с аэропортом Вильнюса
Темы дня

Падение «индекса несломленности» ведет украинцев к переговорам с Россией

Украинские и западные социологи продолжают выяснять, готово ли общество к переговорам с Россией и территориальным уступкам. И они, как правило, выдают противоречивые результаты. В чем заключаются особенности этого противоречия и каковы реальные настроения украинцев относительно урегулирования конфликта?

Ставка ВСУ на наемников провалилась

Очередной западный наемник, воевавший на стороне ВСУ, взят в плен российскими войсками – на этот раз на Курском направлении. Какое количество «иностранных добровольцев» воюет сегодня в рядах украинской армии, почему киевский режим вынужден до сих пор рассчитывать на наемников и в чем их самое слабое место?

Наемника из Британии взяли в плен на Курском направлении

Опубликованы кадры с Путиным после испытания «Орешника»

США пригрозили союзникам за помощь в аресте Нетаньяху

Новости

Журналисты изучили фрагменты ракеты «Орешник» в Днепропетровске

Иностранные журналисты исследовали обломки российской ракеты «Орешник» на заводе «Южмаш» в Днепропетровске, где фрагменты хранятся в специальном ангаре для дальнейшего изучения, сообщило Reuters.

The Economist сообщил о готовности украинских военных к уступкам России

Британский журнал The Economist сообщил о готовности украинских военных к территориальным уступкам в пользу России в обмен на прекращение огня, что связано с усталостью от конфликта и моральной слабостью бойцов.

Джеорджеску обошел Чолаку на президентских выборах в Румынии

По результатам подсчета более 95% бюллетеней Кэлин Джеорджеску лидирует на выборах президента Румынии, набрав 22,18% голосов, в то время как премьер Марчел Чолаку получил 20,29%.

Депутат Рады назвал Зеленского «верховным тэцэкашником»

Александр Дубинский, депутат Верховной рады, заявил, что мировое сообщество воспринимает Владимира Зеленского как главного палача, ответственного за затягивание конфликта и манипуляции с общественным мнением.

На заводе в Калуге после атаки беспилотников произошел пожар

Силы противовоздушной обороны уничтожили три беспилотника на окраине Калуги, что привело к возгоранию на территории промышленного предприятия.

В России обвинили ВСУ в расстреле 100 жителей в Селидово

В Селидово ВСУ при отступлении расстреляли более 100 мирных граждан, которых нашли на улицах или в домах, свидетельства преступлений украинских боевиков зафиксированы и переданы правоохранительным органам, заявил газете ВЗГЛЯД председатель Международного общественного трибунала по преступлениям украинских неонацистов Максим Григорьев.

Умер композитор Павел Карманов

Автор множества произведений и музыки для кино композитор Павел Карманов скончался в возрасте 54 лет.

Стало известно о бегстве ВСУ с востока Великой Новоселки

Украинские военные начали отступление с укрепленных позиций на восточной окраине Великой Новоселки в Донецкой Народной Республике под натиском штурмовых групп.

Российский Superjet загорелся при посадке в Анталье

Генконсульство России в Анталье совместно с турецкой стороной и авиакомпанией «Азимут» оказало помощь пассажирам самолета, на борту которого произошел пожар, предоставив питание и размещение в гостинице, говорится в сообщении дипмиссии.

Грузовой самолет упал на жилой дом под Вильнюсом

Пилот грузового самолета компании DHL, разбившегося на подлете к Вильнюсскому международному аэропорту, погиб от травм, полученных при падении на двухэтажный жилой дом.

Российские войска выбили ВСУ из Елизаветовки под Курахово в ДНР

Российские войска проводят зачистку от украинских подразделений в Елизаветовке, находящейся южнее Курахова в ДНР, сообщил председатель комиссии по вопросам суверенитета Общественной палаты Владимир Рогов.

Пленный британец заявил об отправке в Курскую область против воли

Британский наемник Джеймс Скотт Рис Андерсон, взятый в плен в Курской области, заявил, что командование ВСУ заставило его участвовать в операции, забрав паспорт и телефон, несмотря на его нежелание.
Мнения

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не встанут на ноги, никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие мать и отец.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?