Справки

1 июля 2024, 13:53

Самолет Су-27

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Советский тяжелый истребитель четвертого поколения создавался как машина для завоевания превосходства в воздухе и выполнения боевых задач «на глубину». Су-27 – прямой конкурент американского F-15 «Игл». Совершил первый полет в 1981 году, примерно через пять лет после начала эксплуатации F-15 ВВС США. При этом разработчики отечественного самолета учли особенности применения «зарубежного аналога», ориентировались на достижение преимущества над ним.

История создания Су-27

Работы над прототипом Су-27 начались в 1971 году, изделие получило техническое название «Т-10». Согласно ТЗ ВВС СССР, новый самолет должен был превосходить американский истребитель F-15 в воздушном бою прежде всего за счет лучшей маневренности на ближней дистанции. Тендер выиграло ОКБ Сухого, в конкурсе также участвовали конструкторские бюро Микояна и Яковлева.

Основная идея Су-27 – завоевания господства в воздухе, что укладывается в рамки советской стратегии, где основой наступления и обороны является подавление противника огнем артиллерии. При этом самолет также может наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с применением тактического ядерного оружия. Параллельно с разработкой тяжелого Су-27 создавался альтернативный легкий истребитель МиГ-29. Проект появился как ответвление в рамках тендера по выбору КБ для работ над «Т-10».

Этапы разработки самолета Су-27

Активные летные испытания прототипов проводились с 1977 года. По мере доработки конструкции самолетам присваивались маркировки «Т-10» с различными добавочными цифрами («1», «2», «4» и так далее). Ближе к финальной версии изделие получило литеру «С», и это был уже совершенно другой истребитель, при создании которого учли недостатки предыдущих разработок.

В конструкции «Т10-С» заменили практически все прежние узлы, уменьшили поверхность предкрылка и повысили прочность планера. Расположение агрегатов силовых установок сделали верхним, также изменилась конструкция фонаря, который стал откидным, как у F-15 (на первых образцах сдвигался назад). Дальнейшие доработки вносились по итогам летных испытаний и в процессе серийной эксплуатации.

Серийное производство Су-27 началось в 1981 году на Авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Всего было выпущено более 660 машин, включая прямые модификации – Су-27М, СК, СКМ (в период до 1996 года). Истребитель четвертого поколения был официально принят на вооружение только в 1990 году, но активно эксплуатировался строевыми частями с 1985 года.

Конструктивные особенности и характеристики

Су-27 имеет планер с интегральной компоновкой, в конструкции которого крыло и фюзеляж сопрягаются, образуя целостную несущую основу. Крыло оснащено носками с автоматическим отклонением и корневыми наплывами. Решение обеспечивает повышенные аэродинамические качества в режиме сверхзвуковой скорости и при больших углах атаки. Центральная балка выдвинута назад, за сопла двигателей. Корпус самолета на 30% титановый, доля композитов минимальна. Длина самолета составляет 21,935 м, высота 5,93 м. Размах крыла 14,698 м, при этом его площадь 62,04 кв. м.

Интересный факт: с целью повысить маневренность в конструкцию Су-27 была заложена статическая неустойчивость, которая проявляется на дозвуковых скоростях. Машина стабилизируется посредством электродистанционной системы управления с повышенным быстродействием (первый советский самолет с ЭДСУ).

На Су-27 устанавливается два двухконтурных двигателя с форсажными камерами. Тип силового агрегата – АЛ-31Ф. Истребитель способен развивать скорость до 2430 км/ч на высоте и в пределах 1400 км/ч у поверхности земли, выполнять фигуру высшего пилотажа «Кобра». Практическая дальность полета на высоте составляет 3000 км для модификации Су-27УБ и 3900 км для Су-27П(С). Боевой радиус до 1680 км, максимальная высота достигает 18 000 метров. Предусмотрен пилотажно-навигационный комплекс, включающий две связанные системы ПК-10 и НК-10.

Предельный запас топлива, в качестве которого используется авиакеросин РТ, Т-1 или ТС, – 11 975 литров. Горючее размещается в 4–6 баках (в зависимости от модификации самолета), что существенно повышает боевую живучесть, автономность и предельную полетную дистанцию. На истребителях используются обычные средства связи, включая УКВ и КВ-радиостанции. При разработке самолета задача снижения заметности была второстепенной. Обмен информацией в рамках боевой группы осуществляется через закодированные каналы.

Су-27 оснащается бортовым комплексом обороны, состоящим из станции предупреждения и блоков выброса помех. Дополнительно можно поставить активную систему подавления, сократив количество пусковых установок (боевых блоков). РЛС самолета способна обнаруживать истребители противника на расстоянии до 100 км, корабли с дистанции 250–350 км (зависит от размеров объекта), одновременно может обнаружить до 10 целей.

Боевое оснащение самолета Су-27

В зависимости от модификации, на Су-27 используется вооружение различного типа, а узлов подвески может быть от 10 до 12. Предельная боевая нагрузка 4000–8000 кг. Ракеты «воздух – воздух» представлены изделиями Р-27, Р-73 и Р-77 (несет не более восьми штук одного типа), для ударов по поверхности могут использоваться управляемые Х-29Т или Х-31 (шесть единиц максимум), НАР, либо авиабомбы – ФАБ, КАБ, ОФАБ (фугасные, кассетные, осколочно-фугасные).

Основная пушка – одноствольная ГШ-301, имеет калибр 30 мм, боекомплект на 150 снарядов при скорострельности 1500 выстрелов в минуту. Такие орудия стоят на большинстве советских и российских истребителей. Двухствольная ГШ-30-2 используется на штурмовиках Су-25 и вертолетах Ми-24П. При стандартном оснащении Су-27 имеет шесть Р-27Р (или Р-77) с радиолокационным наведением, две тепловые Р-27Т, а также ракеты малой дальности Р-73. Для «оружия ближнего боя» предусмотрен инфракрасный целеуказатель, что дает возможность поражать высокоманевренные объекты.

Дальнейшее развитие Су-27

Применяемая на Су-27 схема компоновки послужила основой для ряда модификаций: многоцелевых маневренных Су-27М и Су-35С (поколение «4++»), двухместного всепогодного Су-30 («4+»), истребителя-бомбардировщика Су-34 (планер видоизменен), а также палубного Су-33 со складными консолями крыла и заднего оперения. Палубная версия – единственный «классический» представитель семейства, замена которого не предвидится (ВМФ РФ имеет всего один действующий авианосец).

Если Су-27 создавался в противовес F-15, то МиГ-29 стал аналогом легкого F-16. Советские истребители превосходили своих американских предшественников в учебных боях. Подобные «дуэли» проводились в ГДР и США, участвовали немецкие, российские и американские летчики. Обе советские машины изначально разрабатывались для достижения превосходства в воздухе, но принимались на вооружение позже своих зарубежных «прототипов».

Интересный факт: Су-57 является принципиально иной машиной, относится к пятому поколению (как F-22, F-35) и не может считаться модернизацией «27-й серии». В паре с новым тяжелым истребителем ВКС принимает на вооружение легкий МиГ-35 (с 2019 года).

Эксплуатация и поставки за рубеж

Су-27 в различных модификациях по-прежнему состоит на вооружении ВКС России, но используется для патрулирования воздушного пространства. Самолет морально устарел, как и его ровесники (МиГ-29, зарубежные F-15, F-16, Mirage 2000). Машина постепенно замещается более совершенными Су-30, Су-34, Су-35 и Су-57. Министерство обороны РФ не закупает Су-27, хотя в строю более ста единиц данной техники. Количество истребителей, потерянных в результате аварий, – около тридцати за период с 1988 по 2023 год, что укладывается в допустимые нормы.

Большинство ранее экспортированных истребителей уже выработали свой ресурс, так как страны-приобретатели часто не имеют возможностей для соответствующего технического обслуживания сложной авиационной техники. Некоторое количество исправных Су-27 эксплуатируется во Вьетнаме, Индонезии, Эфиопии, Эритрее, Казахстане. КНР проводит замену устаревших машин на самолеты собственного производства, ВВС Беларуси закупает Су-30СМ (Су-27 переведены на хранение), но в основе флота глубоко модернизированные МиГ-29.

Интересный факт: истребители четвертого поколения остаются на вооружении в развитых странах из-за ограниченных военных бюджетов. Вероятно, полное замещение на «4++» и «5» произойдет в течение ближайших десяти лет.

Опыт боевого применения самолета Су-27

Су-27 приняли на вооружение в относительно мирное время – истребитель не участвовал в крупных вооруженных конфликтах в составе российских ВВС. Боевые вылеты сводились к воздушному патрулированию во время грузино-осетинских конфликтов (1992, 1993, 2008 годы). При этом не менее четырех столкновений между Су-27 и МиГ-29 произошло во время войны между Эфиопией и Эритреей. Во всех случаях самолет КБ Сухого одерживал победу, несмотря на численное превосходство авиации противника.

Су-27 не встречался с F-15 и F-16 в реальных воздушных боях – Ирак и Югославия имели на вооружении МиГ-29 (ранние модификации в небольших количествах). Фактически столкновения происходили только с самолетами советского или российского производства. Также важно учитывать уровень подготовки летчиков в разных странах, общую организацию взаимодействия ВВС и ПВО. В части воздушных дуэлей при разработке истребителей четвертого поколения учитывался опыт войны во Вьетнаме.

В ходе специальной военной операции Су-35 ВКС РФ неоднократно сталкивались с украинскими Су-27 и МиГ-29. Потерь среди российских истребителей не зафиксировано. При этом самолеты противника успешно сбивались. Причины в техническом превосходстве современных машин над устаревшими «предками».

Подводя итоги

Тяжелые истребители способны решать боевые задачи на больших глубинах, автономно от наземных радиолокационных комплексов и средств ПВО. Су-27 стал основой для создания как раз таких самолетов, обладающих мощными бортовыми РЛС, внушительным запасом вооружения, достаточным радиусом действия. Вероятно, «потомки» первой машины четвертого поколения будут основой ВКС России в ближайшие 10–15 лет, постепенно замещаясь более совершенными Су-57.

В рамках современной концепции ВВС тяжелые истребители – наступательный тип вооружения, который дополняется упрощенными легкими самолетами перехвата и непосредственного прикрытия (действуют совместно с наземными РЛС, ПВО). К первому классу относятся представители семейства Су-27, F-15, F-22, Су-57, вторая ветка представлена модификациями МиГ-29, F-16, МиГ-35, F-35.

Вам может быть интересно

Фон дер Ляйен назвала миграцию в ЕС «гибридной атакой» России и Белоруссии
Темы дня

Камала Харрис наконец-то получила по заслугам

Первое в истории интервью кандидата в президенты США Камалы Харрис «вражескому» (то есть республиканскому) СМИ стало для нее по-настоящему серьезным испытанием, потому что щадить ее в кои-то веки никто не собирался.

Украина применила оружие против православия

Сторонники раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ) со второй попытки захватили в Черкассах Архангело-Михайловский собор канонической Украинской православной церкви (УПЦ). Это крупнейший храм страны. В ходе рейда применялось оружие, слезоточивый газ и дымовые шашки. В результате храм был разграблен, а нескольким прихожанам понадобилась медпомощь. Почему на Украине продолжаются захваты храмов и как такое насилие влияет на судьбу канонического православия?

Российские военные более месяца передавали разведданные из окружения

Bild: Украина готова создать ядерное оружие за несколько недель

Залужный допустил мобилизацию женщин на Украине

Новости

Эксперт объяснил шпионские возможности западного сервиса SpeedTest

Сервис Speedtest может использоваться на Западе для сбора информации об инфраструктуре и коммуникационных возможностях российских регионов и страны в целом, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт по информационной безопасности российского разработчика технологий для борьбы с киберпреступлениями Сергей Золотухин.

РЖД решили выплачивать «подъемные» для машинистов и их помощников

ОАО «РЖД» в ответ на дефицит рабочих рук на рынке труда решило выплачивать «подъемные» в размере 150 тыс. рублей при приеме на работу машинистов и их помощников, сообщила пресс-служба компании.

Религиовед: Каноническое православие на Украине уйдет в подполье

Каноническая Украинская православная церковь, скорее всего, станет подпольной организацией в пределах Украины, но легальной в новых регионах России, заявил руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.

Группа «Чайф» выпустила песню «Донбасское лето» (ВИДЕО)

Группа «Чайф» выпустила новый трек «Донбасское лето», посвященный российским военнослужащим на СВО.

Военкор Коц: Работа с Mirage 2000 станет «сущим адом» для ВСУ

Истребители Mirage 2000, которые Франция передаст Украине, добавят сложностей для технического персонала ВСУ из-за особенностей в обслуживании и высокой аварийности, заявил военный корреспондент Андрей Коц.

Путин поддержал кандидатуру Дегтярева на пост главы ОКР

Президент России Владимир Путин заявил о том, что не возражает против кандидатуры министра спорта Михаила Дегтярева на пост главы Олимпийского комитета России, предложенной на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта.

Военный эксперт: Киев способен создать «грязную ядерную ракету»

Еще с советских времен Украина располагает технологиями, которые позволяют ей создать баллистическую ракету. В теории киевский режим также может создать «грязную бомбу» ввиду наличия на Украине АЭС. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал военный эксперт Алексей Леонков, комментируя серию заявлений Владимира Зеленского по теме ядерного оружия.

Байден признался в помощи Израилю в ликвидации лидера ХАМАС Синвара

Американская разведка оказала помощь Израилю в отслеживании лидера ХАМАС Яхьи Синвара после нападения 7 октября, заявил президент США Джо Байден.

Зеленский назвал ядерное оружие альтернативой вступлению Украины в НАТО

Украина должна либо обладать ядерным оружием, либо быть частью какого-либо альянса, чтобы обеспечить свою безопасность, заявил президент Украины Владимир Зеленский на саммите Евросоюза.

Путин заявил, что плата за спорт не позволила бы ему стать мастером спорта СССР

Президент России Владимир Путин выразил недовольство коммерциализацией детского спорта, отметив, что он не смог бы стать мастером спорта СССР по самбо и дзюдо, если бы нужно было за все платить, как сейчас.

Трамп заявил об ответственности Зеленского за конфликт на Украине

Украинский лидер Владимир Зеленский должен был предотвратить начало вооруженного конфликта Украины с Россией, заявил кандидат в президенты США Дональд Трамп.

Нетаньяху объявил о «начале последнего дня» ХАМАС

Ликвидация военными Израиля главы политбюро палестинского движения ХАМАС Яхьи Синвара знаменует «начало последнего дня» правления ХАМАС в секторе Газа, заявил израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху.
Мнения

Алексей Чеснаков: Зеленский пошел на ядерный шантаж Запада

Угрозы украинского режима говорят о том, что теперь нужны дополнительные меры по недопущению распространения ядерного оружия на Украине. Способы достижения этой цели могут быть разными.

Василий Авченко: Как Пичугину удалось выжить в Охотском море

С морем связано много трагедий и не меньше историй чудесного спасения. Михаил Пичугин провел в море 67 дней. За это время лодка прошла свыше тысячи километров – пересекла всё Охотское море, считающееся у моряков одним из самых суровых.

Игорь Переверзев: Биохимия определит экономику счастья

Отказ от ВВП как главного экономического показателя обсуждается давно. В основном все крутится вокруг понимания, что растить надо не некую абстрактную цифру – это неизбежно превращается в самоцель. Растить надо счастье людей.
Вопрос дня

Какие преступления совершили ВСУ в Курской области