Ростуризм рекомендует российским туристам в Нью-Йорке, где накануне произошел теракт, соблюдать нормы личной безопасности и следовать указаниям властей, сообщает ТАСС. Накануне стало известно о произошедшем на Манхэттене инциденте, который вскоре был квалифицирован как теракт. Водитель пикапа выехал на велодорожку и намеренно давил пешеходов на протяжении нескольких кварталов. Погибли восемь человек, 12 получили ранения. Автомобилист задержан и дает показания.
По данным американских СМИ, подозреваемый – 29-летний выходец из Узбекистана Саифулло Хабибуллаевич Саипов, проживавший в штате Флорида. «У нас нет никаких свидетельств, что это было что-то другое, кроме как действия одиночки», – заявил губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо. Тем не менее NBC сообщает, что Саипов действовал от имени группировки «Исламское государство*». По данным CNN, преступник, выйдя из машины, кричал: «Аллах акбар!» Также он имел при себе записку, где подтверждал свою причастность к ИГ.
Полиция пока лишь подтвердила, что при себе нападавший имел пневматическое оружие – винтовку для игры в пейнтбол. Об этом сообщил начальник полицейского управления Нью-Йорка Джеймс О'Нил. Министерство внутренней безопасности США (МВБ), в свою очередь, квалифицировало произошедшее как явный акт терроризма, отметив, что подобные атаки происходили во всем мире. МВБ «пристально следит за ситуацией и работает со своими партнерами на уровне штата, федеральном и местном уровнях».
Генконсульство Узбекистана в Нью-Йорке проверяет информацию о причастности Саипова и возможных связях. Президент страны Шавкат Мирзиёев уже выразил американскому коллеге Дональду Трампу соболезнования в связи с терактом и пообещал содействие в расследовании.
Сам же Трамп после известий о теракте записал в Twitter: «Я только что приказал министерству внутренней безопасности ужесточить нашу программу пограничного контроля. Быть политкорректным хорошо, но не для этого!»
Боевик с «шашечками»
«Теракт на Хэллоуин», как уже успели окрестить произошедшее на Манхэттене, заставил обратить внимание на одно весьма тревожное обстоятельство. То, что террористы ИГ используют автомобили, трактора и т. п. технику в качестве орудий убийства – не новость. Равно как и то, что исполнителями акций оказываются «не засветившиеся» граждане (Саипов переехал в США в 2010 году и, судя по всему, ранее не оказывался в поле внимания спецслужб и правоохранителей). Опасное новшество в другом.
Террорист, использовавший в качестве орудия убийства свой автомобиль, был таксистом. Международная таксомоторная компания Uber (офис в Сан-Франциско, работает в 76 странах мира, в том числе и в России) подтвердила, что Саипов работал на нее. В Uber сообщили, что предполагаемый террорист прошел проверку биографических данных. Указывается, что его забанили в приложении Uber. При этом отмечается, что получить право на извоз в системе Uber сравнительно легко – то же касается и аналогичных компаний-агрегаторов. Как с этим обстоит дело в России?
По закону «нельзя просто взять и стать таксистом»
С точки зрения буквы закона сейчас «возможность таксовать, то есть оказывать таксомоторные услуги, есть только у тех, кто имеет соответствующее разрешение», отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков.
Разрешение выдается на автомобиль, и к его владельцу выдвигаются требования по поводу стажа, по прохождению медицинского и технического контроля, пояснил парламентарий. Он должен быть индивидуальным предпринимателем, то есть стоять на налоговом учете и так далее.
«Нельзя так просто взять, скачать программу и стать таксистом. Такой таксист будет считаться нелегальным, а нелегальный извоз в России запрещен. Все это регулирует действующий закон», – подчеркнул собеседник.
Но на деле ситуация выглядит по-иному. Юрист общественного движения автомобилистов «Свобода выбора», адвокат Сергей Радько отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД:
«До сих пор, кстати, когда я заказываю такси через один из популярных сервисов – иногда приезжают автомобили, которые не имеют соответствующих опознавательных знаков, раскраски, маячка на крыше, информации в салоне. Это явно какие-то нелегалы.
Если сервис предоставляет нам услуги и зарабатывает на этом, то он должен нам рекомендовать лишь легальных водителей». Собеседники указывают еще на одну проблему, уже юридического характера.
Uber и его коллеги оказываются вне зоны ответственности
«На сегодняшний день проверки данных у таксистов, работающих на агрегаторы, никоим образом не урегулированы», – констатирует юрист Сергей Радько. При этом очевидно, что потребитель, выбирая не частника-«бомбилу», а проверенную таксомоторную сеть (тем более если речь идет о мировом бренде), рассчитывает на определенный уровень гарантий. В том числе гарантий безопасности – в частности, того, что шофер внезапно не окажется радикальным исламистом, «исполняющим волю халифата».
«Яндекс.Такси», Uber, Gett и прочие компании всего лишь оказывают посредническую услугу. За все возможные последствия и, не дай бог, ущерб отвечает таксист», – пояснил Радько.
Как отмечает юрист, «агрегаторы по идее должны лучше проверять данные тех, кто оказывает таксомоторные услуги. Если некий гражданин занимается нелегальным извозом, то агрегатор, предоставляющий ему заказы, фактически в этом соучаствует».
На то, что в российском законодательстве никак не прописана деятельность такси-«агрегаторов», указывает и депутат Вячеслав Лысаков. В законодательстве в целом нет такого понятия, как «агрегатор» или «посреднические информационные службы», констатирует парламентарий.
Как должно быть
«Ваш покорный слуга внес поправки, которые определяют, что такое агрегатор, его права и обязанности. Ожидается, что поправки к закону будут приняты к концу текущего года», – рассказывает депутат Лысаков.
Парламентарий подчеркнул:
«В случае принятия указанных мной поправок к закону агрегаторам запретят передавать заказы лицам, не имеющим разрешения, то есть обычным «бомбилам», которые просто скачивают приложения, не платят налоги.
Кроме того, за передачу заказов нелегальному таксисту агрегатора ждут большие штрафы (в районе 200 тысяч рублей) либо вообще приостановка деятельности компании».
При этом парламентарий выразил сомнения в том, что агрегаторы должны совместно с правоохранительными органами проверять информацию о водителях. Это, по его мнению, сложная процедура, которая потребует дополнительных расходов из бюджета. «У нас же могут работать жители других государств, из постсоветского пространства. Их биографию сложно проверить, и это тоже определенные бюджетные расходы»», – полагает Лысаков.
Обезопасить пешеходов
Нью-йоркский теракт, так же как и предыдущие «теракты нового типа» (например, в Лондоне и Барселоне), в которых были задействованы автомобили, обостряет вопрос о безопасности горожан, в данном случае – пешеходов. Учитывая интернационализацию таких терактов, меры принимаются по всему миру. Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, премьер-министр Австралии Малкольм Тернбулл поднял дискуссию об ограждении популярных пешеходных зон в мегаполисах бетонными блоками. Такое решение «подсказал» августовский теракт в Барселоне. Аналогичные меры предпринимались в Ницце, Париже, Берлине, Мадриде. Летом 2016 года – после атаки в Ницце – в Лондоне, в частности вокруг парламента и стадиона «Арсенал», установили бетонные блоки, способные удержать грузовик.
Впрочем, специалисты по безопасности не уверены в эффективности подобных мер. «После последних терактов на всех мостах установили металлические ограждения, отделяющие автомобильный поток от пешеходов, и бетонные блоки... Подобные меры – не более чем попытка продемонстрировать бурную деятельность, а не защитить людей по-настоящему», – заявил Первому каналу специалист по безопасности из Великобритании Чарлз Шубридж после теракта в британском Ньюкасле.
«В Москве, слава богу, таких инцидентов не было, для обеспечения безопасности граждан делалось и делается достаточно много. Меры обеспечения повышенной безопасности для пешеходных зон, безусловно, можно принять при консультации с экспертным сообществом», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД замглавы комиссии Мосгордумы по безопасности Андрей Шибаев. В данный момент такого рода «оградительные меры» носят ситуативный характер. Например, в сентябре, в канун празднования 870-летия Москвы, ряд пешеходных территорий были огорожены бетонными блоками и специальной грузовой техникой.
«Но теракт тем и опасен, что он может быть осуществлен в различных формах, даже с ножом», – отмечает депутат Шибаев. Поэтому в первую очередь должны работать спецслужбы, в чью прямую обязанность входит пресечение террористической активности, подчеркнул собеседник.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ