Экономика

18 марта 2025, 08:40

Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации

Фото: Нина Падалко/РИА Новости

В небо впервые взлетел опытный самолет «Суперджет» с отечественными двигателями ПД-8. Создание уже второго авиационного двигателя пятого поколения поднимает авиационный статус России в мире на новую высоту. Россия – единственная страна в мире, которая намерена создавать полностью отечественные лайнеры с собственными двигателями. Ни Boeing, ни Airbus не могут таким похвастаться.

Опытный самолет «Суперджет» впервые совершил полет с отечественными двигателями ПД-8. Самолет достиг скорости 500 км/ч и высоты 3 тыс. метров. Полет прошел в Комсомольске-на-Амуре и длился около 40 минут. Полет подтвердил успешность инженерных расчетов, сообщил первый заместитель председателя правительства России Денис Мантуров. Командир экипажа доложил, что все задания полета были выполнены и система двигателей показала стабильную работу. Это важный шаг на пути к сертификации нового «Суперджета» вместе с отечественным двигателем.

В рамках испытаний задействованы два борта. На первом установлен российско-французский двигатель SaM-146, и на нем испытывают отечественные системы на борту.

На втором испытывают российский двигатель с частично замещенным оборудованием. В апреле к тестам присоединится третий, полностью импортозамещенный «Суперджет». После 2022 года самолет пришлось пересобирать фактически заново.

До конца марта ОДК планирует передать еще два опытных двигателя ПД-8 для проведения летных испытаний, а получение сертификата на двигатель ПД-8 запланировано на осень 2025 года, отметил глава ОДК Александр Грачев.

По словам главы ОАК Вадима Бадехи, летные испытания двигателей ПД-8 на «Суперджете» начинаются на самолете 2018 года выпуска с импортными системами, поскольку уровень «новизны» в испытании столь важных компонентов, как двигатель, надо повышать постепенно. Такой подход позволит, в том числе, отработать технические решения для возможности последующей ремоторизации летающего сейчас парка «Суперджетов».

Параллельно идут два процесса: создание нового самолета – полностью отечественного «Суперджета» – и нового российского двигателя ПД-8. У каждого проекта своя программа испытаний. «Рискованно на начальном этапе одновременно испытывать и новый самолет, и новый двигатель. Лучше двигатель испытывать на проверенном самолете, а новый самолет – на проверенном двигателе. Потом эти проекты объединятся и дальше уже будут совместно проходить все эти испытания», – поясняет глава отраслевого портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

По его словам, предстоит сделать еще сотни испытательных полетов, чтобы получить сертификат и запустить полностью отечественный самолет с нашим двигателем в серию. По его оценке, на это потребуется еще два года.

Значение этого события сложно переоценить. Россия ранее уже создала первый двигатель пятого поколения с нуля – ПД-14 – и на его основе разработала двигатель ПД-8. Причем сделала это в кратчайшие сроки: на его создание ушло не 10-12 лет, как раньше, а шесть лет, отметил глава «Ростеха» Владимир Артяков.

«Технологии, которые были созданы для двигателя пятого поколения ПД-14 для МС-21, а переход в новое поколение – это самое сложное, легли в основу двигателя ПД-8. Это не уменьшенная копия ПД-14, это другой двигатель, но технологии изготовления, например, лопаток, камеры сгорания, системы управления легли в основу нового проекта и помогли ускорить процесс работы над ПД-8. Поэтому создание второго двигателя пятого поколения пошло уже быстрее», – поясняет Гусаров.

При этом без собственных двигателей Россия не сможет стать авиационной державой, независимой от авиастроителей США и Европы.

«Двигатель во всем авиастроении – это самая уязвимая часть с точки зрения санкционного давления. Любые компоненты самолета за какое-то время худо-бедно можно сделать, импортозаместить. Но если у вас нет двигателя, то трепыхаться бесполезно, потому что сложнее авиационного двигателя вообще нет ничего», – говорит Роман Гусаров.

Важно, что во все двигатели пятого поколения – ПД-8, ПД-14 и ПД-35 (в разработке) – изначально заложена философия семейности, чтобы в дальнейшем разработчики могли быстро создавать двигатели чуть меньшей или чуть большей мощности, например, из ПД-8 можно сделать ПД-6 или ПД-10, из ПД-14 – ПД-12 или ПД-16, поясняет эксперт.

«У России появляется возможность за счет этих трех базовых двигателей покрыть полностью всю линейку турбовентиляторных двигателей для нашей гражданской авиации от самого маленького до самого большого самолета. Мы делаем сейчас серьезный задел на 30-40 лет вперед, а может, и больше»,

– говорит Роман Гусаров.

На российском рынке уже летает 150-160 «Суперджетов-100», которые были произведены до 2022 года. И нового самолета авиакомпании ждут с нетерпением.

«Этот самолет оказался очень востребованным. Его прелести раскрыла пандемия, когда оказалось, что на больших самолетах летать с полупустым салоном дорого, а на "Суперджете", даже если у тебя 70 пассажиров, уже выходишь в плюс. Это незаменимый борт на маршрутах с невысоким пассажиропотоком, например, в зимний период. Поэтому "Суперджеты" в авиакомпаниях сейчас летают с высокой интенсивностью. Обратная сторона медали в том, что они быстро вырабатывают ресурс, в первую очередь двигателя», – говорит глава «Авиа.ру».

За время жизни самолета двигатель приходится менять неоднократно. Поэтому в какой-то момент логично встанет вопрос о ремоторизации лайнеров, которые летают на российско-французском двигателе, считает Гусаров. И в этом помогут также текущие испытания отечественного двигателя на лайнере, выпущенном в 2018 году.

Но одномоментно заменить все двигатели на 150 летающих сейчас «Суперджетах», которые выпускались в течение десяти лет, в любом случае не получится. Ведь для этого требуется произвести сразу 300 двигателей.

При этом ОДК нужно будет собирать двигатели для новых «Суперджетов».

По данным Росавиации, до 2030 года ожидаются поставки 142 таких самолетов в российские авиакомпании. Это означает, что потребуется произвести 284 двигателя ПД-8.

«"Суперджеты" с двигателями SaM-146 продолжат эксплуатировать до истечения ими летной годности, специально производить их ремоторизацию не будут, они продолжат перевозить людей и грузы», – считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Взятый Россией курс на полную независимость в авиастроении не изменится даже в условиях меняющейся геополитической ситуации, потепления отношений с США, ожидания мирного соглашения по Украине и снятия западных санкций.

«Мы однозначно с этого пути не свернем. Нам продемонстрировали, как по щелчку пальца могут нас приземлить. Мы прошли по краю. Россия – огромная страна, которая не может существовать без авиации. Но и быть на коротком поводке у западных компаний и политиков тоже не может. Долгосрочного доверия к США тоже нет, после Трампа может прийти кто угодно», – рассуждает Гусаров.

При этом благодаря всей этой ситуации Россия станет единственной страной в мире, которая создает импортозамещенные самолеты самостоятельно: через год это будет МС-21 с ПД-14, через два года – «Суперджет» с ПД-8. Ни Америка, ни Европа так не делают, у них везде международная кооперация, заключает собеседник.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Пожар произошел на нефтебазе на Кубани
Темы дня

Украина становится только частью договоренностей между Россией и США

«Видно, что Трамп серьезно отнесся к словам Путина о важности искоренения первопричин боевых действий». Такими словами политологи комментируют самый продолжительный в истории телефонный разговор лидеров России и США. Но продолжительность – далеко не самый важный его итог. Что именно было сказано и какие достигнуты договоренности?

Курс рубля способен на новые рекорды

Российская валюта показывает в последнее время небывалый рост. Для экспортеров это не очень приятный фактор. Зато укрепление рубля помогает снижать инфляцию и дает надежду на уменьшение ключевой ставки ЦБ. Как долго продлится укрепление рубля и до какого максимального уровня может опуститься доллар?

Трамп решил пересмотреть санкции из-за угрозы господству доллара

Дугин: Путин спас жизнь Трампу

Путин усомнился в обоснованности названия «большая семерка» для G7

Новости

Комик Останин заявил, что не пытался никого оскорбить

Задержанный стендап-комик Артемий Останин сообщил на допросе в Следственном комитете, что не собирался никого оскорблять в ходе своего выступления.

Трамп оценил разговор с Путиным

Процесс достижения мирного урегулирования на Украине «идет в полную силу», заявил президент США Дональд Трамп по итогам телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным.

Минобороны заявило об отражении атак ВСУ на Белгородскую область

Вооруженные силы Украины в течение вторника предприняли пять атак на Белгородскую область, задействовав личный состав в количестве нескольких сотен человек и тяжелую бронетехнику, сообщили в Минобороны РФ.

Захарова сравнила режим Зеленского с экскрементами после его слов «мы не компот»

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала заявление Владимира Зеленского о том, что Украина – «не салат и не компот, чтобы быть в меню» у Москвы. Она указала, что киевский режим похож на то, во что превращается еда после процесса переваривания.

Эксперт заявил о неспособности НАТО вести войну на истощение с Россией

Североатлантический альянс и Соединенные Штаты более не смогут вести войну на истощение с Россией в рамках украинского противостояния, заявил аналитик института «Седжон» из Южной Кореи Чон Чжэ Хын.

Белоруссия назвала «Орешник» «продуктом Союзного государства»

Белоруссия заканчивает изготовление базы для ракетного комплекса «Орешник» и вскоре передаст машины в Россию для установки ракет, сообщил госсекретарь Совбеза республики Александр Вольфович, назвав «Орешник» «продуктом Союзного государства».

Бундестаг внес поправки в Конституцию ФРГ для повышения оборонных расходов

Бундестаг ФРГ принял поправки в Основной закон, позволяющие ослабить долговой тормоз, чтобы увеличить расходы на оборону и создать специальный инфраструктурный фонд в 500 млрд евро.

Путин поддержал идею о прекращении ударов по объектам энергетики на 30 дней

Президент России Владимир Путин поддержал предложение Дональда Трампа о временном прекращении ударов по энергетическим объектам на Украине сроком на 30 дней.

Путин назначил Ирину Гехт врио главы Ненецкого АО

Президент России Владимир Путин провел встречу с Ириной Гехт, занимавшей пост председателя правительства Запорожской области, и назначил ее врио руководителя Ненецкого автономного округа, сообщает Кремль.

Филипп Киркоров сообщил о смерти своего отца

Российский исполнитель Филипп Киркоров сообщил, что его отец Бедрос Киркоров умер во вторник, 18 марта.

В Ленинградской области разбился вертолет Ми-28

В Лeнинградской области, в Волосовском районе, разбился военный вертолет Ми-28.

Захарова возмутилась выдвижением Бербок на пост председателя Генассамблеи ООН

Глава МИД РФ Мария Захарова выразила недоумение по поводу выдвижения Анналены Бербок на пост председателя Генеральной Ассамблеи ООН, учитывая нацистское прошлое ее деда.
Мнения

Федор Лукьянов: Звонок Путина и Трампа прошел по российскому сценарию

Киеву и Европе хороших новостей разговор Путина и Трампа не принес. Но должно пройти еще как минимум две переговорные фазы, прежде чем станет понятно, достижим успех либо всё обречено на провал.

Тимофей Бордачёв: У американской пропаганды нашлись пределы

Смогут ли в США на поле военной пропаганды создать взамен неэффективных «Свободы» и «Голоса Америки» нечто более опасное и современное?

Игорь Караулов: Если человек «переобулся», он еще не стал нашим

Наше динамичное время даст нам еще немало поводов порассуждать о природе и свойствах ренегатства. И если с теми ренегатами, которые от нас перешли в лагерь противника, все ясно, то как быть с теми, кто переметнулся к нам?
Вопрос дня

Как правильно встречать китайский Новый год?