Экономика

6 октября 2024, 11:01

Торговая война с Китаем ставит под удар всю европейскую экономику

Фото: : Global Look Press/Keystone Press Agency

Европа отчаянно защищается от наплыва дешевых китайских электромобилей и готова, как заявляется, вступить в «экономическую холодную войну» с КНР. Парадокс в том, что в результате ставится под удар промышленность самых развитых европейских стран. У Китая в этой войне есть целый набор крайне опасного для Европы оружия. О чем идет речь?

Страны ЕС поддержали инициативу Еврокомиссии ввести высокие пошлины на китайские электромобили на целых пять лет. За введение пошлин проголосовали 10 государств-членов, против – пять, воздержались – 12. Чтобы блокировать инициативу ЕК, против должны были проголосовать 15 стран-участников. Но этого не произошло.

Теперь у ЕК развязаны руки: через 30 дней она может опубликовать юридическое решение о принятии пошлин, либо предложить новый вариант пошлин или договоренностей. То есть у Китая и ЕС остается месяц, чтобы решить вопрос полюбовно. Однако переговоры на этот счет идут уже давно, но безрезультатно. Поэтому шансов на изменение ситуации немного.

Сейчас в ЕС уже действуют пошлины в 10% на китайские электромобили. Но ЕК хочет их увеличить. Размер будущих пошлин зависит от бренда. К китайской BYD будет применяться пошлина в 17,4%, к Geely – 19,9%, а к SAIC – 35,3%. Компании, которые сотрудничали с расследованием, но не попали в выборку, будут облагаться средневзвешенной пошлиной в размере 20,8%.

Данный торговый конфликт может стать крупнейшим между экономическими сверхдержавами за последнее десятилетие. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан назвал происходящее вступлением ЕС в «экономическую холодную войну».

Все попытки Китая договориться в мирном русле с ЕС не увенчались успехом. Пекин уже начал готовить ответные меры против Брюсселя. В частности, он угрожает ввести пошлины на бренды из ЕС, а также ввести ограничения против европейской свинины и молочных продуктов. В отношении этих продуктов Китай начал специальное расследование, чтобы иметь юридические основания ввести высокие пошлины на импорт из ЕС.

Чем Евросоюзу не угодили китайские электромобили? Их производство соответствует главенствующей в Европе «зеленой повестке» и планам по отказу от использования ископаемого топлива. Евросоюз должен к 2035 году полностью отказаться от машин с двигателями внутреннего сгорания и перейти на электромобили. Местные автопроизводители должны оставить в своих линейках для Европы только машины на электротяге, а машины с традиционными двигателями могут выпускаться только для экспорта. Казалось бы, стоит приветствовать помощь Китая в переходе на электромобили и в борьбе с ростом выбросов в атмосферу.

Однако китайские производители стремительно завоевывают европейский автомобильный рынок. Поэтому ЕК в октябре 2023 года начала расследование в отношении электромобилей из Китая по подозрению в субсидировании государством. Фактически перед нами законный способ выдворить конкурентов с рынка.

За три последних года доля электромобилей из Китая, проданных в ЕС, выросла с 3% до более чем 20%. При этом сами китайские бренды (BYD, Geely, SAIC) заняли лишь 8% этой доли рынка, а остальная часть принадлежит международным компаниям, экспортирующим свои электромобили из Китая, в том числе Tesla.

Терять европейский рынок Китай не хочет. Там действительно крупный спрос на «чистые» автомобили – и он будет расти с учетом «зеленой повестки». Более того, Китай, по сути, создал у себя индустрию производства электрокаров в значительной степени для экспорта. Теперь она оказывается под угрозой. Европа уже ввела в августе временные дополнительные пошлины для китайских электромобилей – и продажи упали на 48% до 18-месячного минимума.

«В первую очередь страны ЕС пытаются защитить собственный внутренний рынок от китайских электромобилей, которые выигрывают ценовую конкуренцию у европейских производителей и завоевывают все большую долю рынка.

В ЕС считают, что китайцы выигрывают конкуренцию благодаря правительственному финансовому стимулированию этой отрасли. Однако дело не только в этом. В ЕС сильно выросла стоимость энергоресурсов и электроэнергии, что привело к увеличению издержек на производстве и росту себестоимости автомобилей»,

– говорит Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

Евросоюз в своей слепой погоне за экологией сам поспешил отказаться от дешевых традиционных энергоресурсов, в том числе от российского газа, подставив собственных промышленников. Ряд предприятий даже хотят перенести свои заводы в США или в тот же Китай. Вместо субсидий производители электромобилей в ЕС получили рост издержек.

«Если ЕС уровняет ценовую конкуренцию или даже сделает китайские электрокары более дорогими, то выиграют в первую очередь местные производители электромобилей, а также те китайские модели, которые производят в ЕС», – говорит Чернов.

Однако некоторые европейские страны пострадают, а в первую очередь Германия, не зря она голосовала против повышения пошлины. Под ответный удар Китая (аналогичное повышение пошлин) попадут европейские спиртные напитки, а также свинина и молочная продукция. В этом плане выиграть может страна, готовая поставлять свинину и молочную продукцию в Китай, то есть Россия.

Пекин вряд ли ограничится ударом по европейским фермерам. «Ответные меры Китая в дальнейшем могут быть зеркальными. В этом случае сократятся продажи европейских автомобилей в Поднебесной и пострадают уже такие европейские производители, как Volkswagen, Mercedes, BMW, Audi», – говорит Чернов.

Еще один важный момент – электромобили, производимые в ЕС, зависят от китайских батарей. И нет никаких гарантий, что одним из ответных мер Китая не станет решение существенно увеличить цены на них. «ЕС зависим от материалов из Китая, используемых в «зеленых» технологиях. КНР доминирует на рынке этих материалов. Это одна из причин торговых разногласий между странами», – говорит Оксана Холоденко из «БКС Мир инвестиций».

Именно немецкие производители VW, Mercedes-Benz и BMW оказали давление на Берлин, чтобы тот проголосовал против повышения пошлин, и призвали ЕС провести переговоры с Пекином. Для немецких автомобилей потеря китайского рынка может стать критической. На Китай приходится треть их продаж в 2023 году.

«Сегодняшнее голосование является фатальным сигналом для европейской автомобильной промышленности», – заявил генеральный директор BMW Оливер Ципсе. «Сейчас необходимо быстрое решение путем переговоров между Еврокомиссией и Китаем, чтобы предотвратить торговый конфликт, который в противном случае приведет только к проигравшим», – подчеркнул он.

«С отраслевой точки зрения основной удар в Европе может испытать немецкая экономика. Китай отходит от статуса ключевого торгового партнера Германии»,

– говорит Холоденко. Германия всегда была промышленным стержнем всей европейской экономики, но в последние два года переживает упадок. В этом году Немецкий институт экономических исследований предрекает падение экономики страны на 0,1%. Среди причин называют ошибки слишком быстрого перехода на зеленую энергетику, отказ от атомной энергетики и от дешевого российского газа. Переход на электрокары тоже приводит к падению производств бензиновых двигателей.

Поэтому пострадать в итоге может вся экономика ЕС. «Озвученный комплекс мер носит достаточно узкий характер. Несмотря на это налицо фактор давления на экономику еврозоны, которая близка к стагнации. Больше всех в регионе могут пострадать страны, ориентированные на экспорт: Германия, Нидерланды, Италия», – заключает Холоденко.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Российские ВКС уничтожили украинскую переправу в Харьковской области
Темы дня

Торговая война с Китаем ставит под удар всю европейскую экономику

Европа отчаянно защищается от наплыва дешевых китайских электромобилей и готова, как заявляется, вступить в «экономическую холодную войну» с КНР. Парадокс в том, что в результате ставится под удар промышленность самых развитых европейских стран. У Китая в этой войне есть целый набор крайне опасного для Европы оружия. О чем идет речь?

Диаспоры формируют параллельную серую реальность

Этнические диаспоры в России часто становятся источниками криминала и пособниками нелегальной миграции. Для решения проблемы диаспоры не должны превращаться в неформальные системы управления, их функции должны ограничиваться на уровне культурных центров, считают эксперты.

Эксперт объяснил подоплеку выпада Макрона против Израиля

В Сумах начались облавы после визита Зеленского

Армения захотела укрепить партнерство с НАТО

Новости

Премьер Словакии обвинил Запад в продолжении конфликта на Украине

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо высказал мнение, что конфликт на Украине затягивается из-за западной поддержки, подчеркнув, что военным путем его не решить.

«Искандер-М» уничтожил судно с боеприпасами в Одесской области

Российская ракета комплекса «Искандер-М» нанесла удар по судну с боеприпасами из Европы в порту Южный Одесской области, что привело к детонации груза, сообщили в Минобороны.

Российские военные ликвидировали стрелявших в мирных жителей ВСУшников

Военные 44-го армейского корпуса России уничтожили бойцов ВСУ, открывших огонь по мирным жителям в Курской области при попытке их эвакуации, сообщил командир мотострелков с позывным «Горизонт».

Маск выступил на предвыборном митинге Трампа

Один из богатейших людей мира Илон Маск присоединился к предвыборному митингу кандидата в президенты США Дональда Трампа в Батлере в Пенсильвании.

Медведев заявил о вероятности использования ТЯО в ответ на нападение на Белоруссию

Зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев заявил, что в случае нападения Украины на Белоруссию России будет трудно отказать Минску в использовании тактического ядерного оружия, размещенного на территории республики.

Токаев выступил за строительство АЭС в Казахстане международным консорциумом

В случае одобрения на референдуме строительства атомной электростанции в Казахстане проект должен реализовываться международным консорциумом, заявил президент страны Касым-Жомарт Токаев.

Российские войска поразили базу горючего в Одессе и аэродром в Хмельницком

Российские войска нанесли удары по базе горючего в Одессе, аэродрому в Хмельницкой области и ряду других объектов инфраструктуры ВСУ, что привело к значительным потерям противника.

Озвучена новая версия смерти комбата сбежавшего из Угледара батальона ВСУ

Комбат 186-го отдельного батальона 123-й отдельной бригады теробороны вооруженных сил Украины Игорь Гриб не покончил с собой, его убили собственные солдаты, которые бежали из Угледара, сообщают в соцсетях.

В Угледаре у солдат ВСУ нашли золотые украшения

В Угледаре в личных вещах погибших солдат Вооруженных сил Украины были найдены женские золотые украшения, что свидетельствует о возможных мародерствах, происходивших в этом районе.

Определилась победительница конкурса «Мисс Россия – 2024»

Валентина Алексеева, 18-летняя уроженка Чувашии, одержала победу на национальном конкурсе красоты «Мисс Россия – 2024», сообщают информационные агентства.

Корабль ВМФ России прибыл в ЮАР для учений

Сторожевой корабль «Неустрашимый» Балтийского флота совершил деловой визит в южноафриканский порт Саймонстаун, где провел совместные маневры с ВМС ЮАР и КНР, а также обсудил вопросы сотрудничества и обмена опытом,сообщили в пресс-службе Балтфлота.

В НИИ Склифосовского рассказали о состоянии Василия Ливанова

Народный артист РСФСР Василий Ливанов находится в реанимации НИИ имени Склифосовского в тяжелом состоянии, что подтвердили в больнице.
Мнения

Тимур Шерзад: Надо трижды подумать, прежде чем прощать релокантов

Можно спорить о том, кто виноват в том, что сотни тысяч, а то и миллионы молодых шарлотов в принципе были воспитаны в такой системе и с таким мировоззрением. Но намного важнее другое – все это мировоззрение шарлоты продолжат в себе нести.

Дмитрий Губин: Игры в выборы

Зеленский может решиться на проведение президентских выборов в 2025 году. Такая новость распространяется западными СМИ и некоторыми вроде оппозиционными украинскими политиками. Вот только стоит ли относиться к этим мыслям всерьез? Могут ли вообще на Украине быть выборы в привычном понимании?

Денис Миролюбов: ВЦИОМ не понял российский футбол

Есть и серьезные, и всякие мелкие причины, препятствующие поддержке интереса к футболу. Вы будете смеяться, но это, например, продажа пива на стадионах. Россия едва ли не единственная из цивилизованных стран, где это запрещено.
Вопрос дня

Какие преступления совершили ВСУ в Курской области