Экономика

30 августа 2023, 09:00

«Суперджету-100» осталось избавиться от французского двигателя

Фото: t.me/rostecru

Первый полет совершил импортозамещенный самолет «Суперджет-100». По сути, российские заводы не просто копируют и заменяют западные комплектующие на отечественные, а создают новые, более качественные системы. Остается дождаться следующего полета – когда новая модификация лайнера полетит уже с отечественным, а не французским двигателем. Это будет уже финальный успех.

Свой первый полет совершил опытный образец российского импортозамещенного самолета SJ-100, или «Суперджет-100» (из названия убрали «Сухой»). Полет был совершен в Комсомольске-на-Амуре. Его продолжительность составила 54 минуты, на разных высотах до трех километров и на скорости до 343 километров в час.

В экипаж входили летчики-испытатели Леонид Чикунов, Дмитрий Деменев и инженер-испытатель Денис Велижанин. Они произвели «посадку в облако» и заход на посадку с уходом на второй круг. В ходе испытаний была подтверждена стабильная работа всех отечественных систем, управляемость и устойчивость в воздухе, сообщил Минпромторг.

Всего в конструкции лайнера было замещено порядка 40 систем и агрегатов. В частности, в самолете установлены российские авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, комплексная система управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другие.

Первый полет «Суперджета», созданного по программе импортозамещения систем и компонентов, это успех многотысячных коллективов предприятий авиастроительной и радиоэлектронной отраслей, входящих в Ростех, отмечает Минпромторг. Опытный образец SJ-100 изготовлен производственным центром ПАО «Яковлев» (входит в ОАК Ростеха).

Однако этот полет осуществили с франко-российскими двигателями SaM-146. Сделано это было для ускорения программы испытаний. Параллельно идут работы над российским двигателем ПД-8 для этого самолета. Сейчас двигатели проходят серию стендовых испытаний и летные испытания в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Сертификацию двигателя планируется завершить к концу 2023 года. После этого ожидается первый полет второго опытного образца SJ-100 уже с чисто российском двигателем.

«Это большой успех, потому что в весьма сжатые сроки происходит освоение новых технологий, производство новых деталей и узлов этой машины. Работа еще не закончена, предстоит оснастить эту машину нашими отечественными двигателями, что тоже скоро состоится», – отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, российских авиастроителей «можно поздравить» с успешным первым полетом SJ-100.

Финальная цель – создание полностью импортозамещенного самолета и запуск его в серию – ожидается примерно через полтора года, к концу 2024-го.

«Если без двигателя, то все основные системы в самолете уже импортозамещены. Важно, что мы не просто меняем импортные комплектующие на отечественные, а разрабатываем, по сути, новую модификацию самолета, где системы не просто копируются, а создаются новые, более качественные.

Самолет почти полностью перепроектирован с учетом 12-летнего опыта эксплуатации предыдущей версии и большого опыта по созданию МС-21. Этот самолет должен быть лучше предыдущей версии по многим параметрам»,

– оценивает глава авиационного портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Россия приняла правильное решение еще в 2018 году создать полностью импортозамещенный самолет, то есть еще до введения Западом санкций против российской авиационной отрасли. «Потому что мы получили в том числе негативный опыт сотрудничества с западными поставщиками комплектующих как в ценовой политике, так и по качеству. На начальном этапе, когда были так называемые детские болезни самолета и разные отказы, то это были отказы именно западных комплектующих. И западные производители не спешили их исправлять. Мы рассчитывали на тесную кооперацию, а оказалось, что западные компании не очень заинтересованы в том, чтобы вместе с нами строить успешный продукт», – рассказывает Гусаров. А последовавшие в 2021 году жесткие санкции лишь показали, насколько правильным было это решение.

Что касается использования французского двигателя для SSJ-100, то в свое время это был более простой и быстрый путь с гарантированным результатом.

«Французы использовали уже имеющиеся у них наработки, отработанные на других двигателях, а мы спроектировали заново холодную часть. В итоге мы получили в достаточно сжатые сроки достаточно хороший двигатель. Но и здесь опыт сотрудничества был с переменным успехом. В 2017-2018 годах были ситуации, когда наши самолеты вынужденно стояли на земле из-за того, что французы долго ремонтировали двигатели, да и ускорять процесс они не собирались, выпускать дополнительно двигатели тоже не хотели», – рассказывает собеседник. Поэтому в 2018 году было принято решение создать свой двигатель, чтобы не зависеть от французов.

«Это изначально была ошибка, что мы сделали ставку только на один двигатель. И Boeing, и Airbus обычно проектируют самолеты так, чтобы можно было устанавливать на них двигатели от двух разных производителей, чтобы не зависеть от монополиста. И вот по МС-21 было принято уже мудрое решение. Мы сразу стали создавать самолет с возможностью установки двигателей от разных производителей – американского и отечественного. Чтобы потребитель сам выбирал с каким двигателем он хочет купить самолет. В итоге получилось немного иначе: импортный двигатель просто заблокировали»,

– указывает отраслевой эксперт.

Однако отказ американцев поставлять нам свой двигатель не убило проект. Потому что Россия вовремя начала создавать собственный двигатель под МС-21 – ПД-14. Первый полет МС-21 с этим двигателем состоялся еще в конце 2020 года.

«На самом деле, двигатель ПД-8 для SJ-100 создается в очень сжатые сроки. Создание двигателя – это очень сложный процесс. Двигатель создают дольше, чем сам самолет. Но в данном случае ПД-8 базируется на технологиях двигателя большей размерности ПД-14, то есть на технологиях, которые уже отработаны, после того, как пройден большой путь научных изысканий. По сути, теперь создается уменьшенная версия этого двигателя. Поэтому ожидания в любом случае оптимистичные, вопрос только в сроках», – говорит Роман Гусаров.

Однако, на его взгляд, главное завершить работу и получить хороший результат, а если для того потребуется сдвинуть сроки на несколько месяцев, то в этом нет ничего страшного.

Сейчас летает примерно 150 SSJ-100 с импортными комплектующими и с импортным двигателем. И они продолжат летать в таком же виде, так как переделывать их нет никакого смысла, да и слишком дорого, считает эксперт. Параллельно будет появляться рынок самолетов новой модификации. России потребуется около 200 таких самолетов в течение 10 лет.

«SJ-100 – это ближнемагистральный небольшой самолет на 100 кресел, который прекрасно показал себя в пандемию, когда сократился пассажиропоток. Этот лайнер хорошо себя показывает на низкозагруженных маршрутах, например, в зимний период, когда нет большого туристического потока и на полупустых больших самолетах летать невыгодно», – поясняет Гусаров.

По его словам, «Суперджет-100» является хорошим дополнением к более вместительному широкофюзеляжному самолету МС-21: в паре эти два типа лайнеров могут закрыть 80% потребностей нашей авиации в перевозках (кроме дальнемагистрального широкофюзеляжного сегмента).

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года
Темы дня

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Россия предупредила США об ударе «Орешника» по Украине за 30 минут

За 30 минут до пуска гиперзвуковой ракеты «Орешник» по Украине Москва предупредила США о нем в автоматическом режиме по линии Российского национального центра по уменьшению ядерной опасности, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

Песков: Российские войска выйдут на границы Донецкой области 1991 года

Москва признала ДНР в границах Донецкой области 1991 года, также было принято решение о возвращении республики в состав России в этих границах, российским войскам предстоит выйти на эти границы, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?