Экономика

30 августа 2023, 09:00

«Суперджету-100» осталось избавиться от французского двигателя

Фото: t.me/rostecru

Первый полет совершил импортозамещенный самолет «Суперджет-100». По сути, российские заводы не просто копируют и заменяют западные комплектующие на отечественные, а создают новые, более качественные системы. Остается дождаться следующего полета – когда новая модификация лайнера полетит уже с отечественным, а не французским двигателем. Это будет уже финальный успех.

Свой первый полет совершил опытный образец российского импортозамещенного самолета SJ-100, или «Суперджет-100» (из названия убрали «Сухой»). Полет был совершен в Комсомольске-на-Амуре. Его продолжительность составила 54 минуты, на разных высотах до трех километров и на скорости до 343 километров в час.

В экипаж входили летчики-испытатели Леонид Чикунов, Дмитрий Деменев и инженер-испытатель Денис Велижанин. Они произвели «посадку в облако» и заход на посадку с уходом на второй круг. В ходе испытаний была подтверждена стабильная работа всех отечественных систем, управляемость и устойчивость в воздухе, сообщил Минпромторг.

Всего в конструкции лайнера было замещено порядка 40 систем и агрегатов. В частности, в самолете установлены российские авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, комплексная система управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другие.

Первый полет «Суперджета», созданного по программе импортозамещения систем и компонентов, это успех многотысячных коллективов предприятий авиастроительной и радиоэлектронной отраслей, входящих в Ростех, отмечает Минпромторг. Опытный образец SJ-100 изготовлен производственным центром ПАО «Яковлев» (входит в ОАК Ростеха).

Однако этот полет осуществили с франко-российскими двигателями SaM-146. Сделано это было для ускорения программы испытаний. Параллельно идут работы над российским двигателем ПД-8 для этого самолета. Сейчас двигатели проходят серию стендовых испытаний и летные испытания в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Сертификацию двигателя планируется завершить к концу 2023 года. После этого ожидается первый полет второго опытного образца SJ-100 уже с чисто российском двигателем.

«Это большой успех, потому что в весьма сжатые сроки происходит освоение новых технологий, производство новых деталей и узлов этой машины. Работа еще не закончена, предстоит оснастить эту машину нашими отечественными двигателями, что тоже скоро состоится», – отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, российских авиастроителей «можно поздравить» с успешным первым полетом SJ-100.

Финальная цель – создание полностью импортозамещенного самолета и запуск его в серию – ожидается примерно через полтора года, к концу 2024-го.

«Если без двигателя, то все основные системы в самолете уже импортозамещены. Важно, что мы не просто меняем импортные комплектующие на отечественные, а разрабатываем, по сути, новую модификацию самолета, где системы не просто копируются, а создаются новые, более качественные.

Самолет почти полностью перепроектирован с учетом 12-летнего опыта эксплуатации предыдущей версии и большого опыта по созданию МС-21. Этот самолет должен быть лучше предыдущей версии по многим параметрам»,

– оценивает глава авиационного портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Россия приняла правильное решение еще в 2018 году создать полностью импортозамещенный самолет, то есть еще до введения Западом санкций против российской авиационной отрасли. «Потому что мы получили в том числе негативный опыт сотрудничества с западными поставщиками комплектующих как в ценовой политике, так и по качеству. На начальном этапе, когда были так называемые детские болезни самолета и разные отказы, то это были отказы именно западных комплектующих. И западные производители не спешили их исправлять. Мы рассчитывали на тесную кооперацию, а оказалось, что западные компании не очень заинтересованы в том, чтобы вместе с нами строить успешный продукт», – рассказывает Гусаров. А последовавшие в 2021 году жесткие санкции лишь показали, насколько правильным было это решение.

Что касается использования французского двигателя для SSJ-100, то в свое время это был более простой и быстрый путь с гарантированным результатом.

«Французы использовали уже имеющиеся у них наработки, отработанные на других двигателях, а мы спроектировали заново холодную часть. В итоге мы получили в достаточно сжатые сроки достаточно хороший двигатель. Но и здесь опыт сотрудничества был с переменным успехом. В 2017-2018 годах были ситуации, когда наши самолеты вынужденно стояли на земле из-за того, что французы долго ремонтировали двигатели, да и ускорять процесс они не собирались, выпускать дополнительно двигатели тоже не хотели», – рассказывает собеседник. Поэтому в 2018 году было принято решение создать свой двигатель, чтобы не зависеть от французов.

«Это изначально была ошибка, что мы сделали ставку только на один двигатель. И Boeing, и Airbus обычно проектируют самолеты так, чтобы можно было устанавливать на них двигатели от двух разных производителей, чтобы не зависеть от монополиста. И вот по МС-21 было принято уже мудрое решение. Мы сразу стали создавать самолет с возможностью установки двигателей от разных производителей – американского и отечественного. Чтобы потребитель сам выбирал с каким двигателем он хочет купить самолет. В итоге получилось немного иначе: импортный двигатель просто заблокировали»,

– указывает отраслевой эксперт.

Однако отказ американцев поставлять нам свой двигатель не убило проект. Потому что Россия вовремя начала создавать собственный двигатель под МС-21 – ПД-14. Первый полет МС-21 с этим двигателем состоялся еще в конце 2020 года.

«На самом деле, двигатель ПД-8 для SJ-100 создается в очень сжатые сроки. Создание двигателя – это очень сложный процесс. Двигатель создают дольше, чем сам самолет. Но в данном случае ПД-8 базируется на технологиях двигателя большей размерности ПД-14, то есть на технологиях, которые уже отработаны, после того, как пройден большой путь научных изысканий. По сути, теперь создается уменьшенная версия этого двигателя. Поэтому ожидания в любом случае оптимистичные, вопрос только в сроках», – говорит Роман Гусаров.

Однако, на его взгляд, главное завершить работу и получить хороший результат, а если для того потребуется сдвинуть сроки на несколько месяцев, то в этом нет ничего страшного.

Сейчас летает примерно 150 SSJ-100 с импортными комплектующими и с импортным двигателем. И они продолжат летать в таком же виде, так как переделывать их нет никакого смысла, да и слишком дорого, считает эксперт. Параллельно будет появляться рынок самолетов новой модификации. России потребуется около 200 таких самолетов в течение 10 лет.

«SJ-100 – это ближнемагистральный небольшой самолет на 100 кресел, который прекрасно показал себя в пандемию, когда сократился пассажиропоток. Этот лайнер хорошо себя показывает на низкозагруженных маршрутах, например, в зимний период, когда нет большого туристического потока и на полупустых больших самолетах летать невыгодно», – поясняет Гусаров.

По его словам, «Суперджет-100» является хорошим дополнением к более вместительному широкофюзеляжному самолету МС-21: в паре эти два типа лайнеров могут закрыть 80% потребностей нашей авиации в перевозках (кроме дальнемагистрального широкофюзеляжного сегмента).

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Белгороде от украинских обстрелов в воскресенье погибли 19 человек
Темы дня

Германия подставляет Польшу и Румынию под российские ракеты

Российские войска начали активное продвижение в Харьковской области. США и Британия выразили серьезную обеспокоенность происходящим, а в германском Бундестаге даже заговорили об идее защищать Украину комплексами ПВО, расположенными в Польше и Румынии. Чем грозит Европе реализация этой идеи? Насколько эффективно государства НАТО смогут отражать российские удары по Украине со своих территорий?

Как советские войска всего за месяц разбили фашистов в Крыму

12 мая 1944 года – одна из важнейших дат в истории Великой Отечественной. В этот день 80 лет назад Красная армия освободила Крым от немецко-фашистских захватчиков. Эта наступательная операция стала примером и ошибок, и героизма советских войск, сумевших в итоге эти ошибки исправить.

В Кремле объяснили решение Путина назначить Белоусова главой Минобороны

В Кремле назвали новые полномочия Шойгу

Водитель упавшего в Мойку автобуса фиктивно регистрировал мигрантов

Новости

На Украине назвали смену министра обороны России плохой новостью для Киева

Для Украины предложение российского президента Владимира Путина назначить Андрея Белоусова министром обороны России – «очень плохая новость», заявил киевский экономист Алексей Кущ.

Новость о смене министра обороны России стала главной в мировых СМИ

Целый ряд мировых СМИ вынес на свои первые полосы новость о том, что президент России Владимир Путин предложил назначить Андрея Белоусова министром обороны.

Зеленский заявил о «жестоких боях» в Харьковской области

В Харьковской области Украины продолжаются «жестокие бои», на окраинах Волчанска сложилась чрезвычайно сложная ситуация, заявил украинский президент Владимир Зеленский.

Песков: Герасимов остается начальником Генштаба

Валерий Герасимов продолжит работу на посту начальника Генерального штаба Вооруженных сил России, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Протестующие за отставку Пашиняна начали перекрывать улицы в Ереване

Сторонники оппозиции с раннего утра начали перекрывать улицы Еревана с требованием отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна.

Проезд автотранспорта по Крымскому мосту закрыт второй раз за день

Проезд автотранспорта по Крымскому мосту закрыт второй раз за день, сообщается в Telegram-канале об оперативной обстановке на мосту.

В Литве не смогли выбрать президента

Первый тур президентских выборов в Литве не выявил победителя; в результате референдума двойное гражданство, по предварительным данным, остается запрещенным.

В Белгороде от украинских обстрелов в воскресенье погибли 19 человек

В Белгороде 12 мая в результате обстрелов со стороны Вооруженных сил Украины погибли 19 человек, сообщил губернатор области Вячеслав Гладков.

Комитет парламента Грузии утвердил законопроект «О прозрачности иностранного влияния»

Юридический комитет парламента Грузии в третьем, окончательном чтении утвердил за несколько минут 13 мая законопроект «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Путин предложил назначить Ковальчука председателем Счетной палаты

Президент России Владимир Путин предложил назначить председателем Счетной палаты Бориса Ковальчука, сообщил Совет Федерации.

Путин предложил переназначить Лаврова главой МИД

Президент России Владимир Путин предложил переназначить Сергея Лаврова министром иностранных дел РФ, сообщили в Совета Федерации.

Политолог связал выбор Белоусова с борьбой за эффективность ВПК на фронте

Предложение президента России Владимира Путина назначить Андрея Белоусова министром обороны – это экономическое событие, которое носит оптимизационный характер, заявил политолог Марат Баширов.
Мнения

Евгений Баранов: На кладбище Освободителей в Белграде написана история Любви

В этом году нам вместе – сербам и русским – предстоит отметить 80-летие освобождения Сербии от немецко-фашистских захватчиков. Так вышло, что именно в этот юбилейный год, в мае, в ряд выстроились три важнейших праздника: Пасха, День Святого Георгия и День Победы.

Дмитрий Орехов: Афера с людьми каменного века повторяется с украинцами

Поведение Украины напоминает поведение «первобытного племени» тасадаев. Но несоответствия образа, созданного украинцам на Западе, и реальной сути слишком заметны, как заметны были под листьями орхидей матерчатые трусы тасадаев.

Глеб Кузнецов: Постмодернистский протест в Армении

Самое поразительное – это отсутствие любой сформулированной программы протестного движения. «Пашинян уходит», «демаркация останавливается» – всё. Какие ценности? Почему именно они?
Вопрос дня

Что за женщина-ветеран сидела рядом с Путиным на параде Победы