Экономика

13 июля 2023, 11:00

Россия стала крупнейшим рынком сбыта для Китая

Фото: Михаил Воскресенский/РИА Новости

Россия стала для Китая крупнейшим рынком сбыта автомобилей. За пять месяцев этого года китайцы продали россиянам почти вдвое больше машин, чем за весь прошлый год. Число китайских брендов, пришедших покорять российский рынок, достигает уже почти 20, и они продолжают расти. Китайцы строят очень амбициозные планы по завоеванию не только российского, но и всего мирового авторынка.

За весь 2022 год Китай экспортировал в Россию около 162 тыс. автомобилей. А за пять месяцев 2023 года – почти 300 тыс. (287 тыс.) готовых автомобилей. Такие данные приводит Китайская ассоциация автопроизводителей.

Россия стала рынком сбыта номер один, обогнав Мексику, где было продано почти вдвое меньше – 159 тыс. автомобилей за пять месяцев этого года. Мексика теперь на втором месте. В пятерку также вошли Бельгия (120 тыс.), Австралия (101 тыс.), Великобритания (90 тыс.). На шестом месте – Саудовская Аравия (87 тыс.), далее – Таиланд (69 тыс.), ОАЭ (60 тыс.), Испания (58 тыс.), Филиппины (58 тыс.).

Китайские автопроизводители так активно начали завоевывать зарубежные рынки, что западные автоконцерны стали переживать по этому поводу. Китай может обогнать США и Южную Корею и стать вторым экспортером легковых автомобилей в мире, писал Bloomberg. За три года с 2020-го Китай уже утроил поставки машин, произведенных в Китае, за границу до более 2,5 млн по итогам 2022 года. Это всего на 60 тыс. меньше, чем у Германии, чей экспорт в последние годы только падает. Впереди с серьезным отрывом, конечно, Япония. Но это пока.

Китай строит амбициозные планы по дальнейшему завоеванию мирового рынка. К 2030 году он планирует поставить за рубеж 8 млн легковых автомобилей. Это в два раза больше, чем сейчас продает Япония.

Дальнейший рост продаж китайских машин за пределами Поднебесной может привести к глобальным изменениям в автопромышленности и создать новую напряженность с западными торговыми партнерами, переживает Bloomberg.

Все это показывает, что Китай – это уже не просто фабрика игрушек, ширпотреба и одежды. Он умеет создавать технологически сложные продукты с высокой добавленной стоимостью.

В 2000-х годах китайские автопроизводители впервые попытались завоевать европейский высококонкурентный рынок, однако первый блин был комом. Серия европейских испытаний на безопасность китайских автомобилей оказалась с треском провалена. Казалось, что это конец для китайского автопрома. Даже Россия в те годы ставила препоны для китайских автомобилей, которые не дотягивали до западных конкурентов по комфорту и начинке и были еще и небезопасными.

Однако с тех пор Китай совершил серьезный прорыв в автомобильной промышленности. Вероятно, помогло умение китайцев копировать и развивать технологии, а также достигнутый высокий уровень роботизации на автозаводах в Китае. Теперь китайские автомобили спокойно проходят европейские тесты по безопасности. Переломным для автомобилей китайского производства стал 2021 год. По данным Евростата, в 2021 году их экспорт в ЕС вырос на 156% до 435 тыс. Китайские машины в среднем стоили дешевле, чем немецкие и японские. И это было их преимущество.

Китай продолжает наращивать экспорт автомобилей. И Россия ему в этом очень сильно помогает. Хотя в 2000-х Россия тоже не жаловала китайские автомобили. Теперь ситуация иная, да и китайская продукция куда более высокого качества.

«Драйвером роста российского авторынка сейчас выступают именно «китайцы». По итогам полугодия число официально представленных брендов из Поднебесной увеличилось за год с 12 до 19, а доля рынка выросла с 10,6% до 46%»,

– отмечает пресс-служба «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).

«Китайские автоконцерны сохраняют высокую заинтересованность в российском авторынке и планируют в разы увеличить продажи своих авто, поскольку Россия выступает для них большим рынком сбыта с минимальной конкуренцией на фоне введенных в ее отношении санкций. В течение 2023 года доля китайских авто на российском авторынке продолжит расти и может достигнуть 60%», – говорит Илья Петров, генеральный директор «АвтоСпецЦентр Химки» (бренды Haval, Chery, Exeed).

По данным «Открытие Авто», лидеры отечественного рынка среди зарубежных автоконцернов – китайская Chery, которая продала за полгода почти 47 тыс. машин. Ее продажи выросли более чем в три раза. Сразу три модели Chery попали в топ-10 самых популярных моделей – Tiggo 7 Pro, Tiggo 4 Pro и Tiggo 8 Pro.

Второй по объему продаж китайский производитель – Haval – продал почти 40 тыс. машин (рост почти в 2,5 раза) благодаря своей модели Jolion. На третьем месте среди «китайцев» – Geely с продажами за полугодие почти 33 тыс. машин, что также в три раза больше, чем годом ранее. Больше половины продаж приходится на самую доступную модель – Geely Coolray. Так выглядит тройка лидеров китайского сегмента.

«Родственные Chery бренды Exeed и Omoda разошлись тиражом 15,2 и 14,6 тысячи «штук» соответственно. При этом в гамме Exeed есть модели, цена которых в июне превышала 6 млн руб., а самые доступные версии перепрыгнули отметку в 3 млн руб. Такое ценовое позиционирование заметно сужает круг почитателей марки. Omoda же, напротив, предложив рынку удачно перелицованный Chery Tiggo 7, удерживает на машину достаточно демократичную цену и вполне удачно отвоевала покупателей всего одной моделью», – отмечают в «Открытие Авто».

Китайский бренд Changan вывел на российский рынок целых 12 моделей автомобилей, однако все еще не может похвастать теми же результатами продаж. Правда, в июне продажи марки подскочили в десять раз, и если эти темпы роста сохранятся, то годовые результаты могут превысить 30 тысяч «штук», считают в «Открытие Авто».

«Продажи дебютантов этого года – BAIC, Hongqi, Jetour, Livan, SWM, Kaiyi и Tank – пока совсем скромные. Лучше других из новичков рынок принял последнюю марку. Ее бизнес стартовал только во втором квартале, а к июлю за три неполных месяца раскупили 2,2 тыс. этих машин, из которых порядка 1,8 тыс. пришлось на модель Tank 300», – отмечают в «Открытие Авто».

Еще около десяти китайских автомобильных брендов поставляются в России за счет параллельного импорта, например, Li Xiang и BYD. Однако их продажи пока мизерные. Впрочем, во второй половине года эти бренды наверняка будут более популярны, считают в «Открытие Авто».

Многие китайские концерны ищут кооперации с местными отечественными производителями, чтобы быстрее войти на рынок и снизить издержки при транспортировке. Например, недавно стало известно, что китайский бренд Dongfeng договаривается с АвтоВАЗом о локализации производства на мощностях в Ижевске.

«По факту российский авторынок стал практически российско-китайским. Последние примеры отечественных проектов почти все имеют китайские корни. При этом

«чайна-кары» все чаще воспринимаются российским потребителем как приемлемая альтернатива в условиях дефицита. И, скорее всего, они получат еще большее распространение, если займут нишу в бюджетном сегменте авто, которая сейчас по факту пустует.

Китайские бренды готовятся активно его осваивать и продавать седаны, но пока «первые ласточки» в этом направлении стоят сильно дороже отечественных предложений. Ближайшими аналогами доступных автомобилей, помимо Lada Granta и Lada Vesta, является разве что китайский Kaiyi», – отмечают в «Открытие Авто».

В этом году все вместе взятые «китайцы» продадут порядка 380–400 тыс. автомобилей, где примерно половина придется на бренды, входящие в группу Chery. Несмотря на расширение модельного ряда и аврального роста сетей у многих брендов, продать больше будет сложно по ряду причин. Во-первых, из-за увеличения курса юаня к рублю, что неизбежно приведет к новому росту цен. Во-вторых, дальнейший рост бизнеса лидирующих сейчас чайна-брендов будет еще больше ограничен низкой покупательной способностью, считают в «Открытие Авто».

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

ВСУ атаковали нефтебазу под Анапой
Темы дня

Британия применила против России тактику инфантила

Британия высылает военного атташе посольства России, жалуясь на «шпионаж» и даже «поджоги». Этому предшествовал обмен мнениями по линии МИД двух стран, где поднималась тема военных ударов по территории друг друга. Почему британцы в отношении России ведут себя даже более безумно, чем США? И чем им ответит Москва?

Финляндию превращают в пороховой завод НАТО

Тот факт, что Евросоюз не смог выполнить обязательства перед Киевом по поставкам боеприпасов, сильно волнует не только Киев, но и Хельсинки. Финны решили взять дело в свои руки, превратив Финляндию в производственную площадку для тротила и пороха. Так они планируют покрыть свои убытки от конфликта с Россией, но им может помешать Китай.

Захарова: Чудовища Байдена оскорбили память миллионов жертв Второй мировой

Украинки шансоном поддержали в TikTok сбежавших от мобилизации парней

В голове Роберта Кеннеди-младшего обнаружен поедающий мозг червь

Новости

Эксперт: Киев переименовал в честь Евросоюза труднодоступную часть города

На месте брюссельских чиновников стоило бы оскорбиться решением переименовать проспект Правды в честь Евросоюза, особенно если учесть специфику этого района в городе, считает киевский политолог Алексей Нечаев. Решение о переименовании проспекта Правды принял горсовет Киева.

Временного поверенного в делах РФ вызвали в МИД Эстонии из-за сигнала GPS

МИД Эстонии вызвал временного поверенного в делах России, чтобы выразить протест в связи с помехами сигналу GPS, в которых Таллин обвиняет Москву.

Грузинские радикалы назвали постпреда Евросоюза «пенисом»

Грузинские радикалы нецензурно отзываются о постпреде Евросоюза в стране Павле Кхерчинском за его вклад в получение Грузией статуса страны-кандидата в это объединение, свидетельствуют обнародованные интернет-порталом FOR.GE аудиозаписи переговоров, аутентичность которых пока официально не подтверждена, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Российского гребца лишили нейтрального статуса из-за лайков под видео с Путиным

Международная федерация каноэ (ICF) лишила российского гребца-каноиста Михаила Павлова допуска к своим соревнованиям в нейтральном статусе, сообщил президент Всероссийский федерации гребли на байдарках и каноэ Евгений Архипов.

Пентагон подтвердил приостановку поставок оружия Израилю

США приостановили поставку оружия Израилю из-за ситуации с Рафахом, заявил министр обороны страны Ллойд Остин на слушаниях в комитете по ассигнованиям Сената.

Захарова: Действия властей Великобритании подтверждают враждебность линии англичан

Правительство Британии не только не намерено отказываться от курса на провоцирование России, но и прилагает существенные усилия для повышения градуса конфронтации, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Свитер представительницы Украины на Евровидении разгневал поляков

В Польше призывают не отдавать свой голос Украине на Евровидении, поводом послужил видеоролик, на котором представляющая эту страну на конкурсе певица Яна Шамаева (сценический псевдоним Jerry Heil) поет в свитере с надписью Banderaciaga.

В США признали зависимость от чипов из Тайваня

Министр торговли США Джина Раймондо заявила, что Америка покупает 92% своих передовых чипов у тайваньской компании TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company).

ЕАЭС решил начать переговоры с Монголией о зоне свободной торговли

Лидеры стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Монголии на юбилейном саммите приняли решение начать переговоры о заключении временного торгового соглашения, сообщила пресс-служба Кремля.

Названа дата первого рейса из возобновившего работу аэропорта Элисты

Первый рейс из возобновившего работу в условиях СВО аэропорта Элисты состоится 28 мая в аэропорт Жуковский Московской области, рассказал глава Калмыкии Бату Хасиков.

В МВД разъяснили правила нахождения украинцев в России

Граждане Украины, а также лица, ранее являвшиеся гражданами Донецкой и Луганской народных республик, могут беспрепятственно находиться на территории России и работать без оформления разрешительных документов, сообщили в пресс-центре МВД РФ.

Таможня Литвы не пропустила в РФ электромобили Tesla Cybertruck

Литовская таможня задержала два электромобиля Tesla Cybertruck, которые, по подозрению властей, вывозились с терриотрии республики в Россию с нарушением санкций.
Мнения

Ирина Алкснис: Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

Андрей Полонский: А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.

Александр Носович: Молдавия при Санду косплеит Прибалтику

Даже в проплаченном материале президент Молдавии Майя Санду не может достойно ответить на неудобные вопросы. И такой простодушный ответ на вопрос про румынский паспорт: а че, я как все, у нас миллион человек в стране имеют румынский паспорт, ерунда, дело житейское...
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?