Экономика

6 декабря 2021, 08:40

Как российскому автопрому обрести больше свободы от импорта

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Россия намерена сама себя обеспечивать автокомпонентами и зарабатывать на их экспорте. История с дефицитом микрочипов, которая остановила сборочные автозаводы по всему миру, высветила и в России критическую зависимость от импорта. Однако насколько желание сделать российский автопром независимым соотносится с реальными возможностями?

Россия планирует побороть зависимость от импортных автокомпонентов и хотела бы начать их экспорт по всему миру. «Существует критическая зависимость (от иностранных автокомпонентов), будем надеяться в ближайшие годы от нее избавиться и опять-таки поставлять автокомпоненты на заводы по всему миру», – заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, постепенно эту проблему помогает решать балльная система локализации в автопроме.

С одной стороны, заявление выглядит фантастично, потому что ни один в мире автопроизводитель не имеет вертикально интегрированное производство машин и автокомпонентов внутри одной страны. И Россия в этом плане не исключение.

«Конечно, в советское время был опыт полной локальной сборки деталей самолетов, а он состоит из сотни тысяч основных деталей и узлов, в машине их 20-30 тысяч. Но мир быстро меняется, и на производство автомобиля требуется тысячи различных металлических, химических и нефтехимических материалов, а также элементов электроники. Более того, на каждом этапе сборки узлов и компонентов требуются тысячи патентов, которые могут иметь хозяина за границей», – говорит Александр Тимофеев, доцент кафедры информатики РЭУ им. Плеханова.

Россия уже не первый год ведет работу по локализации автокомпонентов на нашей территории. Но раньше в основном речь шла о том, чтобы завлечь на нашу территорию иностранного производителя компонентов, чтобы он инвестировал в российский завод.

Теперь же Россия ведет речь именно об импортозамещении. Значит, отечественные аналоги надо будет произвести в «новом» исполнении и запатентовать. Для этого необходимо развитие соответствующих технологий, что потребует денег и времени, а потом создание собственного производства под нужды конкретных автозаводов на территории России. Без потенциального покупателя проект, конечно, обречен на провал. Это требует новую порцию денег и времени.

В целом в автомобильной отрасли российские производители импортируют, по разным оценкам, до 65% компонентов. Импортозаместить все – вряд ли получится, но наиболее критичные узлы и компоненты производить в России все же имеет смысл. «У нас имеется мощная ресурсная база, в частности, имеется металлопрокат, развивается микроэлектроника. Поэтому необходимо втягивать автоконцерны в собственное производство», – считает Тимофеев.

Дефицит микрочипов 2021 года показал, как монополизация одного товара в руках двух компаний – тайваньской TSMC и южнокорейской Samsung – может привести к приостановкам производств автомобилей по всему миру, в том числе и в России.

Однако в России начали работать в этом направлении на три года раньше. Программа импортозамещения в автокомпонентной отрасли действует в России еще с 2018 года, а рассчитана она до 2027 года. На нее выделяют 200 млрд рублей, или 2,7 млрд долларов, и 70% этой суммы из разных источников будет направлено до 2024 года, отмечал ранее Денис Мантуров. Кроме бюджетного финансирования, это деньги самих предприятий и кредитные средства.

Примеры локализации автокомпонентов в России имеются. В Минпромторге степень локализации считают в баллах. По их данным, среди легковых автомобилей больше всего баллов у АвтоВАЗа: различные модификации моделей Lada 4x4, Lada Granta, Lada Xray находятся в диапазоне от 3,5 до 4,6 тыс. баллов. Продукция брендов Volkswagen, Hyundai, KIA, Nissan, Renault набирает от 1,5 до 2,1 тыс. баллов.

«В стране могут быть произведены различные детали и узлы для автомобилей, но нужно определить их приоритет для отрасли. Вряд ли имеет смысл производить редкие и малоиспользуемые компоненты, проще сохранить их закупку за рубежом. Целесообразно локализовать производство тех деталей и узлов, которые могут быть востребованы и другими отраслями. Это увеличит рынок сбыта, снизит зависимость производителей запасных частей от изготовителей автомобилей», – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Что касается полупроводников, с дефицитом которых автопром столкнулся в этом году из-за нехватки микрочипов, то в налаживании производства внутри России имеет смысл. Это поможет освоению новых технологий, развитию электронной промышленности и укреплению безопасности государства, говорит Баранов.

В плане микрочипов Россия очень отстала от мировых технологий – лет на шесть. И это большой минус, требующий от нас, казалось бы, нереального – прыгнуть за короткое время при сравнительно небольших инвестициях очень высоко.

Но хорошая новость в том, что автопрому нужны не самые современные микрочипы, которые используются в современных гаджетах и до производства которых дорасти России будет намного сложнее. Автопрому нужна микроэлектроника, изготовленная по более «старым» технологиям. И в этом может быть наше преимущество, потому что та же тайваньская TSMC строит новые заводы для производства именно более современных микрочипов (например, на 5 нм), потому что им это выгодней.

Но в дефиците оказались и те, и другие чипы. Более того, некоторые эксперты говорят о том, что нехватка «старых» чипов для автопрома сложилась из-за того, что компании увеличили объемы производства более дорогих современных чипов для Apple и других подобных компаний. Автопроизводители для них – менее важный клиент, для них остаются «остатки». Доля рынка полупроводников для автопрома составляет всего около 10% (40 млрд долларов) от общемирового рынка полупроводников.

Таким образом, у России появился шанс занять свою нишу на рынке полупроводников и тем самым продолжить технологическое совершенствование в микроэлектронике.

В Минпромторге обещали, что уже в 2023 году появится результат от локализации в России производства чипов для автопрома. Для этого нужно наладить производство чипов размером до 90 нанометров. На зеленоградском «Микроне» говорят, что уже умеют производить такие чипы. Однако в Самарской области призывают построить завод полупроводников в Тольятти, вотчине АвтоВАЗа. 

Судя по всему, власти все-таки не рассчитывают строить завод с нуля, а надеются использовать уже имеющиеся мощности. Потому что финансово потянуть такой высокотехнологичный завод с нуля будет сложно. Цена строительства производства самых современных чипов составляет от 10 до 20 млрд долларов. Завод по сборке «старых» чипов стоит в пять раз меньше – 4 млрд долларов, но это все равно превышает весь размер расходов в 200 млрд рублей, который предусмотрен госпрограммой на импортозамещение автокомпонентов (не только чипов) на десять лет (2018-2027 годы).

Впрочем, есть еще программа от января 2020 года по развитию электронной промышленности в России, где до 2024 года будет вложено еще 244 млрд рублей. В ее рамках власти намерены к 2030 году создать заводы по производству микросхем «толщиной» от 65 до 7 нм. Но это уже уровень выше, чем нужно для автопрома.

«Потенциала заводов в Зеленограде вполне хватит для производства электроники для автопрома», – считает Павел Грибов, доцент кафедры экономической безопасности ИПиНБ РАНХиГС. Здесь важно включить наши предприятия в цепочки поставок крупных концернов, производящих автокомпоненты из этих чипов. «Например, чипы встраиваются в электронные компоненты, к примеру, в системы ABS, системы помощи водителям и т. д., которые производят транснациональные компании, имеющие производство по всему миру – например, Delphi Corporation, Hella, Bosch и другие. В эту цепочку необходимо встроить наших производителей. Но такой сценарий возможен только, если производство автокомпонентов в России будет экономически выгоднее, чем в других странах», – заключает Грибов.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?