Впервые более чем за двадцать лет ни одна компания по всему миру так и не решилась принять окончательное решение об инвестициях в СПГ-проект. И Россия не стала исключением. Об этом говорят данные экспертов из Global LNG Hub.
Прошлый год стал рекордным: совокупные производственные мощности сжижения достигли почти 70 млн тонн в год, а инвестиции составили более 60 млрд долларов.
Однако в этом году пандемия внесла колоссальные изменения. Спрос на топливо резко упал, а цены стали настолько низкими, что некоторые трейдеры СПГ в какой-то момент предпочитали платить штраф за невыполнение поставки сжиженного топлива, чем везти его покупателю. Потому что убытки от поставки СПГ доходили до 150 долларов с тысячи кубометров.
В итоге к ноябрю 2020-го мировой рынок СПГ недосчитался инвестиций в новые проекты на 140 млн тонн в год. Ни одного инвестиционного решения – такого за 20 лет еще не было.
Россию этот тренд тоже не обошел стороной. «Новатэк» отложил проект «Обский СПГ» на несколько лет. В итоге вместо 2022 года завод заработает только к 2024 году. Причем на полную мощность в пять миллионов тонн к этому году он не выйдет, заработает только первая очередь.
Крупнейшая компания Saudi Aramco отказалась от инвестиций во многие проекты, в том числе пересматривает соглашение с американской Sempra Energy о поставках сжиженного природного газа сроком на 20 лет с первой фазы проекта Port Arthur и приобретении саудовской компанией 25% в этом проекте. Реализация первой фазы проекта отодвинулась как минимум до 2021 года. Саудовская компания уже не уверена в необходимости инвестирования проекта.
В США в ближайшие пять-шесть лет ни один новый СПГ-проект не сможет выйти на принятие инвестиционного решения, считают в компании Platts Analytics. Низкие цены на газ стали серьезным ударом для американской индустрии – возникли серьезные проблемы с заключением долгосрочных контрактов. Покупатели массово стали отказываться от американского СПГ. Когда стоимость газа внутри США и на мировом рынке практически одинакова, никакого экономического смысла везти СПГ на другой конец света, нет. Так, например, оператор Freeport LNG отложил принятие решения по четвертой очереди СПГ-завода мощностью 5 млн тонн на 2021 год.
«Мировой кризис в связи с пандемией коронавируса обрушил в 2020 году спрос на энергоресурсы и внес большую неопределенность в будущую динамику спроса на природный газ, рынок которого и без пандемии находился в ситуации перепроизводства. Решения некоторых компаний отложить принятие инвестиционных решений в таких условиях вполне адекватно», – говорит директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Филипп Мурадян.
Причина полного инвестиционного штиля по новым СПГ-проектам – в уникально низких ценах на всех газовых рынках. И одна из причин, почему сложились такие низкие цены – это рекордный ввод в 2019 году новых мощностей по сжижению газа.
«Возможно, даже если бы не было других факторов – теплой зимы в Европе и Азии, а также коронавируса, был бы такой же эффект.
Инвестиционные решения по новым проектам не принимались бы совсем, либо их принимали бы значительно меньше. Потому что цены на газ в 2020 году, скорее всего, обвались бы и без коронавируса. Возможно, они не упали бы до таких критических уровней, как в Европе – 40-50 долларов за тысячу кубов, но явно были бы некомфортными. Низкие цены на топливо не гарантируют возврат инвестиций, новые проекты нерентабельны», – говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Собственно, те СПГ-заводы, которые уже работают, терпят при таких ценах убытки, но так как инвестиции были вложены ранее, то владельцы проектов пытаются как-то протянуть в надежде на восстановление ценовой конъюнктуры. Однако выдерживали далеко не все – СПГ-заводы останавливались и в США, и в Австралии на фоне резкого падения спроса. «Например, американские СПГ-заводы не могли покрыть даже свои операционные затраты, поэтому они останавливались, а часть танкеров вообще не отгружала СПГ. У австралийских СПГ-проектов экономика тоже не бьется, они несут огромные убытки», – говорит эксперт ФНЭБ.
Мир в ожидании того, когда ситуация вернется в нормальное русло и цены на газ стабилизируются.
Чтобы потекли новые инвестиции в СПГ-индустрию, рынки должны для начала переварить уже существующий объем сжиженного газа. Сейчас в мире наблюдается явный переизбыток мощностей. А спрос на СПГ зависит в том числе от разрешения ситуации с коронавирусом, который снова грозит миру глобальным локдауном.
Как ожидает Игорь Юшков, сначала потребление энергии должно вернуться на уровень начала 2020 года. Произойдет это не раньше конца 2021–2022 годов. А потом мир должен нарастить потребление энергии вслед за ростом мировой экономики. «Еще три-четыре года на рынке может оставаться переизбыток предложения СПГ, а потом наступит новая волна ввода мощностей, в которые инвестировали до 2020 года. Например, наш проект «Арктик-СПГ-2» должен заработать в 2023-2024 годах», – рассуждает Юшков.
И вот после – в 2026-2028 годах – может возможен как раз провал из-за «пустого» 2020-го и последующих годов, что приведет к дефициту газа и существенному росту цены на него. «Скорее всего, будем развиваться так лунообразно», – считает собеседник.
Что касается цен, то в ближайшие год-два они могут оставаться низкими. Однако когда будет вводиться «Арктик-СПГ-2» и будет новая волна ввода мощностей, удача может оказаться на их стороне.
«Думаю, что уже в 2022-2023 годах цены на газ могут установиться более комфортные – выше 200 долларов за тысячу кубов на европейском рынке. Это будет новая нормальная цена»,
– считает Юшков. Это, конечно, не 400-500 долларов за тысячу кубометров, как было еще несколько лет назад. Однако в условиях новой реальности и 200 будет хорошо, в том числе для Газпрома. «К тому времени Газпром уже сделает все инвестиции в европейском направлении, и более высокие цены будут ему на руку», – добавляет собеседник.
По экспертным оценкам, безубыточность поставок трубопроводного российского газа на экспорт составляет 100 долларов за тысячу кубов. В этом году в Газпроме ожидают, что средняя цена на европейском рынке составит 120-130 долларов, что лишь немногим выше окупаемости поставок.
При этом на фоне роста спроса и откладывания ряда проектов, в 2021 году в Газпроме ждут снижения поставок СПГ в Европу с одновременным наращиванием поставок трубопроводного газа из России. Однако в более отдаленной перспективе конкуренция со стороны СПГ, в том числе поставляемого из США, может усилиться, допускают в Газпроме. «В среднесрочном периоде рынок газа по-прежнему видится перспективным, в первую очередь по причине прогнозируемого роста спроса в Азии, в том числе за счет замещения угольной генерации», – заключает Филипп Мурадян.