Экономика

9 сентября 2019, 20:35

Украина подтолкнула Россию к промышленному прорыву

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Российские боевые вертолеты и корабли полностью избавились от критической зависимости от украинских двигателей. Россия справилась с импортозамещением, к которому ее подтолкнула глупость украинских политиков. Теперь запорожский завод «Мотор Сич» и николаевский «Зоря – Машпроект» ждет незавидное будущее: постепенное умирание или продажа с молотка Китаю.

«Вопрос зависимости от поставок с Украины закрыт, и закрыт окончательно. Все болевые точки, которые, действительно, мы еще испытывали в 2014 году, пройдены. Это были в основном двигатели для вертолетов от компании «Мотор Сич» и турбинные установки, редукторы для кораблей классов «корвет» и «фрегат», ­­– заявил вице-премьер РФ Юрий Борисов.

По его словам, предприятие «Сатурн», завод Климова и Объединенная двигателестроительная корпорация полностью решили эти проблемы. «Сейчас заканчиваются испытания, сертификация этого типажа техники, уже с текущего момента поставки осуществляются именно двигателей российского производства», – уточнил вице-премьер. Он добавил, что Россия также не зависит от поставок украинской электроники. «Особого труда в замещении этой номенклатуры, хотя она и очень широкая, не было у российской промышленности», – сообщил Борисов.

По его мнению, приостановка всех поставок нанесла непоправимый урон именно украинскому ОПК. «Они потеряли эти рынки сбыта, не знаю, чем они сумели их заместить. Вопрос замещения украинской продукции оборонно-промышленного комплекса для России закрыт, такого вопроса больше нет», – заключил вице-премьер.

Пострадали в первую очередь украинский завод «Мотор Сич», где ранее Россия заказывала двигатели для своих боевых вертолетов, а также николаевский завод «Зоря – Машпроект», где собирались газотурбинные силовые установки для российских фрегатов проекта 11356.

В 2010–2011 годах Минобороны заказало шесть кораблей проекта 11356 по двум контрактам на общую сумму 80 млрд рублей для перевооружения Черноморского флота. Трем первым кораблям успели поставить украинские силовые установки. Так, головной фрегат проекта 11356 был спущен на воду в марте 2014 года, а в марте 2016 года «Адмирала Григоровича» принял флот. Корабль «Адмирал Эссен» был спущен на воду в ноябре 2014 года и официально пополнил состав ВМФ России летом 2016 года. Третий корабль, «Адмирал Макаров», спустили на воду в сентябре 2015 года, а в состав Черноморского флота его определили в декабре 2017 года. То есть к настоящему времени судостроительный завод «Янтарь» выполнил половину имеющегося заказа.

Но второй тройке фрегатов повезло меньше. Украина остановила взаимодействие с Россией по военно-технической линии и по продукции двойного назначения, и строительство фрегатов пришлось заморозить. Причем «Зоря – Машпроект» изготовил двигатели для второй тройки и даже получил часть денег. Два из этих трех фрегатов предполагалось построить для ВМС Индии, однако задержка выполнения заказа накалила ситуацию, и индусы стали выбивать себе более низкую цену. В 2016–2017 годах обсуждалось строительство двух таких фрегатов на индийской территории – в Гоа. В конце 2018 года контракт был подписан. Кроме того, что Индия все-таки купит два недостроенных в России фрегата (стоимость контракта на 1 млрд долларов), еще два корабля будут построены в Индии.

Интересно, что раньше предполагалось, что планируемые к достройке для Индии на «Янтаре» фрегаты получат в итоге штатные газотурбинные энергетические установки М7Н1 (М27) производства николаевского ГП НПКГ «Зоря – Машпроект». Два комплекта там были раньше изготовлены, просто их так и не смогли отправить в Россию из-за событий 2014 года.

Теперь, судя по всему, установки все-таки будут российского производства.

В апреле 2017 года состоялась церемония открытия нового комплекса рыбинского НПО «Сатурн» по производству морских ГТД (газотурбинных двигателей). Российская разработка обещает быть современнее изделий николаевского «Зоря – Машпроект». Обещают, что коэффициент полезного действия отечественных двигателей вырастет на 10–15%. А КПД российских двигателей составит 36% против 32% у двигателей украинского производства.

Если Россия действительно смогла сделать адекватную замену украинским газотурбинным установкам, то фрегаты могут быть достроены, хоть и с задержкой в несколько лет. Ранее гендиректор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» (Калининградская область) Эдуард Ефимов ранее пообещал, что если российские турбины для таких кораблей поставят в 2019 году, то фрегаты будут сданы флоту в 2020–2021 годах.

Что касается николаевского завода «Зоря – Машпроект», то отказ от сотрудничества с Россией поставил его на грань выживания. Это лишило предприятие среднесрочных заказов сразу на 750 млн долларов. Тогда как сам завод по мировым меркам небольшой. В 2013 году ему удалось продать продукции почти на 400 млн долларов. Это был самый успешный год за всю историю предприятия. При этом 75% этих продаж приходилось на российские.

Теперь «Зоря – Машпроект» выживает только за счет сотрудничества с энергетическими предприятиями Украины. А технологии производства газотурбинных двигателей украинского завода могут быть проданы, например, китайцам. По крайней мере, завод хотят приватизировать, а интерес к нему проявляют из Поднебесной. 

В Китай рискуют убежать также технологии и интеллектуальная собственность другого украинского авиапредприятия – «Мотор Сич». Сейчас на Украине идет бурное обсуждение, стоит ли отдавать контрольный пакет завода китайским инвесторам.

После распада СССР на Украине остался завод по производству двигателей как для самолетов «Ан», так и для выпускаемых в России вертолетов. «Мотор Сич» выпускал двигатель для самого массового нашего вертолета Ми-8 – ТВ3-117. «Когда Союз распался, создавать в России завод взамен оставшемуся на Украине не стали. Это было сложно, дорого и нецелесообразно. Поэтому продолжали покупать двигатели на Украине. Тем более их делали качественно и по устраивающей Россию цене», – говорит глава «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Но когда Украина отказалась поставлять двигатели для Минобороны РФ в 2015 году, это спровоцировало Россию начать импортозамещение в первую очередь двигателя ТВ3-117. «К счастью, этот двигатель по рождению сугубо российский. Он был разработан ленинградским КБ им. Климова. То есть на Украине остался только завод, а не разработчик. Поэтому нам и карты в руки», – говорит Гусаров.

КБ им. Климова модернизировало двигатель и создало более современную силовую установку для вертолетов ВК-2500. который теперь устанавливается на Ми-8/Ми-17, Ми-24, Ми-14, Ка-32, Ка-50 и Ми-28. «Завод у КБ был небольшой, опытный, поэтому им выделили новую площадку в Санкт-Петербурге, построили цеха, установили оборудование.

Потребовалось несколько лет, чтобы развернуть серийное производство ВК-2500. Это основной двигатель, который был критичен для нашего вертолетного производства, и теперь он выпускается на территории России»,

– говорит эксперт.

Все остальные новые наши вертолеты, например Ка-226 и Ка-62, изначально летают не на украинских двигателях, а на зарубежных. А на Ми-38 и Ми-39, например, стоит более мощный двигатель ТВ7-117 производства опять же КБ им. Климова.

Стоит отметить, что есть еще необходимость заменить двигатель Д-18 для самолетов «Руслан», которые эксплуатируются российской авиакомпанией «Волга – Днепр» и Минобороны РФ. В России эти двигатели пока не производят, пока продлевается летная годность летающих «Русланов». Но если встанет вопрос о создании аналога этого транспортного самолета, то придется задуматься и о создании собственного двигателя для него.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

США ужесточили экспорт оружия в Казахстан, Киргизию и Таджикистан
Темы дня

Почему рост экономики мешает Банку России снижать ставку

Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, чем одновременно раздражает бизнес и сдерживает инфляцию. Однако ситуация такова, что долгожданного снижения ставки в этом году можно так и не дождаться. В худшем случае может потребоваться даже повышение ставки. Что мешает Банку России смягчиться?

Небензя разоблачил западный спектакль в Совбезе ООН

США в очередной раз обвинили Россию в разработке вооружений, способных уничтожать спутники в космосе. «Доказательством» Вашингтон считает тот факт, что Москва заблокировала резолюцию Совбеза ООН о запрете размещать ядерное оружие в космосе. На самом деле в Совбезе разыграли спектакль. И наши смотрелись достойно.

Эксперты объяснили, как хуситы сбивают американские беспилотники MQ-9 Reaper

Перечислены самые популярные города у туристов для майских выходных

Тело умершего на Кубе канадца по ошибке отправили в Россию

Новости

Минобороны показало подбитую под Авдеевкой трофейную американскую бронетехнику

Американская гусеничная ремонтно-эвакуационная машина М88 и машина разграждения М1150 на базе танка M1 Abrams были выявлены и обезврежены российскими военнослужащими группировки «Центр» в районе Бердычей на Авдеевском направлении, сообщили в Минобороны.

ВСУ обстреляли Куйбышевский район Донецка

При обстреле украинскими военными Донецка в субботу пострадала местная жительница, сообщил источник в оперативных службах Донецкой народной республики.

Россиян и белорусов пытаются вербовать на границе с Латвией и Литвой

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы на пограничных пунктах пропуска пытаются завербовать граждан России и Беларуси. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов.

Украинский дрон атаковал священников под Волновахой

Украинский беспилотник атаковал доставлявших гуманитарную помощь священников в окрестностях Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в Волновахском районе ДНР, сообщили в пресс-службе обители.

Bloomberg: Россия ударами по тылу Украины мешает поставкам оружия из США

Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам, пишет Bloomberg.

Сунак пообещал оказывать военную поддержку Украине до конца десятилетия

Британия продолжит оказывать поддержку Киеву в сфере безопасности до конца десятилетия, сообщил американской газете The Wall Street Journal премьер-министр Британии Риши Сунак.

Вода из Тобола затопила пойму в Упоровском районе Тюменской области

В Упоровском районе Тюменской области из-за разлива реки Тобол вода вышла на пойму по всей территории, затоплены 14 приусадебных участков, мост и участок дороги между населенными пунктами. Об этом сообщил глава района Леонид Сауков.

В США студенты колледжа выступили против участия Байдена в выпускном

Некоторые преподаватели и студенты американского колледжа Морхауз в штате Джорджия призвали руководство учебного заведения отказаться от приглашения президента США Джо Байдена для традиционного выступления на выпускной церемонии, сообщили местные СМИ.

Главком ВСУ признал обострение ситуации в зоне боев

Обстановка в зоне боевых действий для ВСУ стала сложной и появилась тенденция к обострению, сообщил главнокомандующий ВСУ Александр Сырский в ходе встречи в формате «Рамштайн».

Авиаэксперт перечислил выгоду от передачи России в управление аэропорта на Шри-Ланке

Соглашение о передаче управления аэропортом Маттала Раджапакса российской компании «Аэропорты Регионов» выгодно как для России, так и для Шри-Ланки. Договор показывает другим отечественным фирмам благоприятный инвестиционный климат острова, сказал газете ВЗГЛЯД авиаэксперт Роман Гусаров. Ранее Шри-Ланка передала управление аэропортом Маттала Раджапакса российской компании.

Россиянам напомнили о двух длинных выходных в мае

Российские граждане в начале мая отдохнут на двух длинных выходных по четыре дня подряд, напомнили в Федеральной службе по труду и занятости (Роструд).

Экс-пилот США предсказала F-16 проблемы на Украине

Истребители F-16, которые страны Запада планируют предоставить Киеву, столкнутся в зоне спецоперации с высококлассной российской техникой, заявила бывшая летчица ВМС США Бринн Таннехилл.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?