Экономика

12 февраля 2019, 10:12

Севморпути не хватило прорывного роста

Фото: Лев Федосеев/ТАСС

Северный морской путь поражает ростом перевозок грузов. Однако текущих успехов оказывается недостаточно для будущего прорыва и перевозки 80 млн тонн грузов, как прописано в майском указе президента. Причем это признают не только эксперты, но и сами чиновники. Почему же они заранее ждут провала и можно ли что-то исправить?

Объем грузов, перевезенных по северному маршруту, растет каждый год. В 2010 году по Севморпути перевезли менее 1 млн тонн грузов, в 2017 году – 10,7 млн тонн, а в прошлом году – 18 млн тонн. За восемь лет – почти двадцатикратный рост.

В майских указах президента стоит цель –  нарастить грузоперевозку по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году. Кажется, что рост в четыре раза за шесть лет – это вполне реальная история.

Однако текущих успехов оказывается недостаточно для будущего прорыва. Чиновники признаются, что реализовать поставленную президентом задачу будет непросто. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев на днях признал, что грузопоток по Северному морскому пути пока не выходит на 80 млн тонн в год к 2024 году, которые поручил обеспечить президент РФ Владимир Путин. По его словам, текущих объемов перевозки недостаточно для выполнения поручений президента, но это не значит «невозможно». «Я уверен, что если этой темой заниматься серьезно и профессионально, то все возможности для выполнения поставленных президентом задач существуют», – отметил Юрий Трутнев. Один из путей решения проблемы, по мнению вице-премьера, – скорректировать работу с держателями лицензий, которые не соблюдают условия освоения месторождений.

Эксперты с признанием чиновника согласны. «Трудно спорить», – говорит глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. «К 2024 году 80 млн тонн не будет достигнуто. Там не будет такого грузопотока», – говорит и директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

Откуда такой скепсис, что не так?

«Те люди, которые подносили президенту указы, касающиеся грузооборотных частей, – фантазеры. Переходя из ведомства в ведомство, каждый прибавлял по нолику. Но у них нет маркетингового обоснования 80 млн тонн»,

– считает Безбородов.

Сегодня рост объема грузоперевозок обеспечен реальными экономическими потребностями – перевозкой СПГ, угля, работами по нефтегазу и северным завозом через Архангельский транспортный узел, тогда как в майских указах цифра ничем не обеспечена, поясняет эксперт.

«Рост прекратится, как только «Новатэк» достроит последнюю очередь «Ямал-СПГ». Все остальные проекты выглядят фантастическими», – говорит Безбородов.

Чем обеспечен рост перевозок сегодня? «Рост связан с увеличением перевозки СПГ на 8 млн тонн – это основная причина, и увеличением отгрузки нефти Новопортовского месторождения», – отмечает Григорьев.

Важную роль сыграл проект «Новатэка» «Ямал-СПГ». Сначала возили стройматериалы, а теперь сжиженный природный газ, причем как в Европу, так и в Азию. В ноябре 2018 года на год раньше запустили третью очередь «Ямал-СПГ», что поможет нарастить объемы перевозок по Севморпути еще и в этом году. В сумме три линии произведут 16,5 млн тонн СПГ за год (по 5,5 млн тонн каждая линия). Небольшой вклад в динамику перевозки грузов по Севморпути «Новатэк» внесет и в 2020 году, так как в конце 2019 года заработает четвертая очередь Ямал-СПГ (ее мощность значительно меньше – 900–950 тыс. тонн в год). В итоге ямальский СПГ-завод на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения будет ежегодно добывать 17,4 млн тонн СПГ в год.

Сегодня активно пользуется услугами нового северного маршрута также «Газпром нефть», которая разрабатывает месторождение за Полярным кругом. Компания наращивает добычу нефти на Новопортовском месторождении на полуострове Ямал. В прошлом году добыча выросла до 7 млн тонн, а в этом году будет достигнут пик добычи в 8 млн тонн.

За счет чего же будут расти перевозки грузов по Северному морскому пути без этих проектов – экспертам непонятно. У «Новатэка» есть планы на перспективу, в частности, по заводу «Арктик-СПГ». Если рыночная конъюнктура из-за Китая не изменится, то они реализуются. А вот планы по добыче угля в Диксоне или добычи нефти на Пайяхском месторождении вряд ли реализуются. Тогда как в осеннем плане Минтранса эти проекты были указаны для обоснования выполнения майского указа по перевозке грузов по СМП.

«Утвержденные проекты разработки месторождений нефти и газа развиваются по плану. Производство и грузопоток «Норильского Никеля» стабильны. Но неопределенность с угольными проектами (ВостокУголь, Северная Звезда) на Таймыре и нефтяным Пайяхским месторождением – запасы должных объемов не утверждены, ведутся геологоразведочные работы. Проекты разработки не представлены», – указывает Михаил Григорьев.

Алексей Безбородов «советует» чиновникам не переживать за невыполнение грузовых планов по Севморпути. «Найдутся отговорки. Цикличность погоды такова, что через пару лет все сковывает льдом и все – большой привет. Ничего тут не сделаешь», – говорит эксперт.

Теоретически новым драйвером роста грузоперевозок по Северному морскому пути можно сделать транзит. «Сейчас большая часть грузов относится к РФ, то есть это наш импортно-экспортный груз, в основном экспортный либо каботажный (перевозка груза в пределах одной страны – прим. ВЗГЛЯД). Транзитного груза там нет: прошло всего девять пароходов. Ресурса для роста нет. Но если станет теплее хотя бы на 1,5 градуса, то транзит придет и будет хорошо. Но до серьезных объемов транзита по Севморпути надо ждать как минимум лет пять–шесть», – считает Безбородов.

Как потепление связано с развитием транзита грузов по Севморпути? «Когда отойдет северный лед, понизится требование к ледовой классности пароходов, которые везут грузы по Севморпути. И тогда транзитеру не надо будет инвестировать в суда высокого ледового класса, что очень дорого», – поясняет эксперт.

Михаил Григорьев рекомендует ставить реальные цели, опираясь на мнение профессионалов. В Минприроды ранее заявляли, что можно говорить лишь о 52 млн тонн грузов по Севморпути к 2024 году. Глава дирекции СМП «Росатома» Вячеслав Рушка считает, что через шесть лет будет только 60 млн тонн. То есть не хватит 20 млн тонн из-за нереализованных проектов, в числе которых добыча таймырского угля и пайхской нефти. На меньшие объемы грузов, чем прописано в майском указе, на самом деле, рассчитывают и в Минэнерго, и в Минтрансе. Остается вопрос – случится ли чудо в виде потепления?

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Удар по Луганску нанесен ракетами ATACMS
Темы дня

Оружейный шантаж США ударил Израиль в больное место

Согласно утечкам в американские СМИ, Вашингтон приостановил поставки вооружений Израилю, чего раньше не было, несмотря на все разногласия как с Израилем, так и внутри США. Насколько это критично для ЦАХАЛ в контексте большой и кровавой операции в Рафахе и Хан-Юнисе, которые станут для Израиля «тотальной войной на уничтожение»?

Путин поставил себе цели на новый президентский срок

Владимир Путин в пятый раз вступил в должность президента России. В ходе инаугурации российский лидер дал присягу народу и выступил с речью, где озвучил ключевые приоритеты своей работы. Церемония также включала смотр Кремлевского полка и благодарственный молебен в Благовещенском соборе. Эксперты считают, что инаугурация показала, какие ценности Россия будет отстаивать и продвигать в будущем.

В США назвали причины потери ВСУ больших территорий

Немцы потребовали госрегулирования цен на донер-кебаб

Агроном рассказал о работающих дачных суевериях и приметах

Новости

Французский политик рассказал об униженном Си Цзиньпином Макроне

Президент Франции Эммануэль Макрон оказался в унизительном положении в ходе трехсторонней встречи с председателем КНР Си Цзиньпином и главой Еврокомиссии (ЕК) Урсулой фон дер Ляйен, заявил лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо.

Молдавия разрешила поставки российского газа в Приднестровье

Власти Молдавии не будут препятствовать поставкам российского газа в Приднестровье после истечения срока действия транзитного соглашения с Украиной в этом году, сообщил министр энергетики республики Виктор Парликов.

За информацию о русском хакере из LockBit пообещали миллионы долларов

Великобритания, США и Австралия ввели санкции против одного из лидеров хакерской группировки LockBit – 31-летнего россиянина Дмитрия Хорошева. За сведения, которые приведут к его задержанию, обещано 10 млн долларов.

Euroclear: Заморозка активов России приведет к дестабилизации рынков

Глава Euroclear Валери Убрэн предостерегла от конфискации замороженных российских активов, хранящихся на платформе.

Названа дата встреч кандидата на пост премьера с фракциями Госдумы

Думские фракции встретятся с кандидатом на пост премьер-министра России 10 мая.

Тарасова поддержала идею «олимпийского перемирия» на Украине

Заслуженный тренер СССР по фигурному катанию Татьяна Тарасова выступила за «олимпийское перемирие» в украинском конфликте.

В Австрии заявили об отсутствии планов вступать в НАТО

Австрия не планирует становиться членом НАТО, заявил глава МИД страны Александер Шалленберг на фоне сообщений СМИ о планах Вены нарастить сотрудничество с Североатлантическим альянсом.

Первые встречи после инаугурации Путин провел с Рошалем и со своей учительницей

Президент России Владимир Путин встретился с детским хирургом, президентом НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонидом Рошалем и своей школьной учительницей Верой Гуревич, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Названо число переданных в кремлевский гараж мотоциклов Aurus Merlon

В Гараж особого назначения (ГОН), который обслуживает президента и премьер-министра России, передано 11 электромотоциклов Aurus Merlon.

Эксперты оценили данные о срыве покушения на Зеленского

Заявление СБУ о том, что ФСБ якобы планировала покушение на Владимира Зеленского, выглядит сомнительным. Речь идет скорее о спонтанном шаге украинских офицеров, которые хотят спасти страну, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Владимир Скачко. Ранее СБУ разоблачила на Украине «сеть агентов ФСБ», а также задержала двух полковников управления госохраны, которых обвиняют в попытке покушения на Зеленского.

Кадыров призвал освободить Одессу и Харьков после Дня Победы

Россию ждут приятные изменения в политическом плане и в зоне СВО после 9 мая, необходимо освободить Одессу и Харьков, заявил в эфире телеканала «Россия 24» глава Чечни Рамзан Кадыров.

Путин определил национальные цели развития России

Президент России Владимир Путин подписал указ, определяющий национальные цели развития государства на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.

Александр Носович: Молдавия при Санду косплеит Прибалтику

Даже в проплаченном материале президент Молдавии Майя Санду не может достойно ответить на неудобные вопросы. И такой простодушный ответ на вопрос про румынский паспорт: а че, я как все, у нас миллион человек в стране имеют румынский паспорт, ерунда, дело житейское...

Владимир Можегов: Дугин объяснил саморазрушение Запада

Главный вопрос Такера Карлсона Александру Дугину был сформулирован предельно четко: почему западная цивилизация вдруг ополчилась на саму себя и занялась саморазрушением? Ответ Дугина был столь же предельно четким.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?