Экономика

26 сентября 2018, 21:45

Мотивы новых американских санкций вовсе не политические

Фото: Сергей Мамонтов/РИА Новости

Санкции против 12 российских предприятий, введенные США на этой неделе, имеют настолько очевидный экономический смысл, что никакого двойного толкования их быть просто не может. Американцы пытаются защитить свою авиационную промышленность от конкурента, которого они неожиданно обрели в лице российского гражданского самолетостроения. А политикой тут и не пахнет.

С 26 сентября 12 российских компаний и институтов, попавших в санкционный список США, получили запрет на поставки товаров американского происхождения. Интересно, что под санкции на сей раз попали компании, которые не работают с Минобороны, а только с гражданскими заказчиками. Например, «Аэрокомпозит» – производитель крыльев для гражданского лайнера МС-21, «Дайтехносервис» производит водолазное оборудование, «Инфотекс» предоставляет услуги в области электронного документооборота.

США ввели в санкционный список предприятия, которые не имеют отношения ни к армии, ни к флоту, ни к боевой авиации, а производят исключительно гражданскую продукцию.

«То есть они уже даже не пытаются сохранить какой-то политес, а откровенно вводят санкции против российских предприятий, которые могут составить конкуренцию американскому бизнесу»,– говорит глава портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. И под удар попадают в первую очередь современные, высокотехнологичные самолеты, разработанные Россией. Это удивительно, но как только «Аэрофлот» заявил о том, что купит 100 самолетов SSJ-100, американцы пригрозили санкциями против «Сухого».

Теперь под санкции попали предприятия-поставщики для МС-21, который сейчас проходит сертификационные испытания. Так, «Авиадвигатель» занимается разработкой новейших двигателей  ПД-14 и ПД-35, которые не имеют никакого отношения к боевой авиации, их нельзя поставить на истребитель. «Аэрокомпозит» делает исключительно изделия для самолета МС-21 и ни для какого другого. «Получается, что эти санкции направлены на поддержку американского Boeing. Это плохо прикрытая борьба за рынки. Американцы чувствуют угрозу, а мы понимаем, какие предприятия у нас современные, технологичные и конкурентоспособные», – говорит Гусаров.

«С каждым проектом доля российских комплектующих увеличивается. А такие технологические вещи, как крыло и двигатель, вообще критические технологии в самолете. Стран, которые умеют делать авиационные двигатели высокого класса и композитное крыло, очень мало. Мы в клубе избранных. США хотят нас из этого клуба выгнать», – добавляет собеседник.

Оценить вред, который будет нанесен МС-21, сложно, так как нет полной информации, что именно закупается для производства МС-21 за рубежом и насколько это критичные компоненты. Гусаров, например, считает, что напрямую эти санкции не смогут навредить производству МС-21.

Однако буквально в начале года выяснилось, что углеволокно и связующие для производства «черного крыла» Россия закупает за рубежом. При этом общая доля композитов в конструкции МС-21 составляет 40%. «Черное крыло» – это, собственно, главное ноу-хау и преимущество МС-21. Оно позволяет повысить аэродинамическое качество самолета в крейсерском полете. По сути, МС-21 стал первым узкофюзеляжным самолетом с композитным крылом. Ни у «Боинга», ни у «Эйрбаса» в самолетах такого класса «черного крыла» нет. Композитные крылья есть только у широкофюзеляжных иностранных лайнеров.

Важно, что Россия разработала собственные композитные технологии, которые позволяют сделать крыло и лайнер легче, а значит экономичней и дешевле. Речь о технологии вакуумной инфузии при создании композитного кессона крыла самолета МС-21. Россия первой использовала эту технологию в промышленных масштабах и тем более для изготовления крупных авиационных конструкций. Но вот углеволокно и связующие – иностранные, и из-за санкций это может стать проблемой.

Еще одно уязвимое место – это двигатели. Пока на МС-21 ставят американские двигатели от Pratt & Whitney. Однако на его замену специально для МС-21 уже создан двигатель ПД-14 – новейший и полностью отечественный. Это первый новый двигатель, построенный Россией со времен распада СССР. Сейчас двигатель проходит испытания, серийное производство обещали начать в этом году, но сроки сдвигаются. Ожидается, что ПД-14 обеспечит превосходство МС-21 над конкурентами А320 и Boeing-737.

«До того момента, пока не будет введен в коммерческую эксплуатацию российский двигатель ПД-14, который находится в процессе испытаний, будет оставаться критическая зависимость от иностранных поставщиков», – говорит старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. Однако двигатели ПД-14 от «Пермских моторов» близки к началу серийного производства, поэтому потенциальные проблемы здесь не так страшны.

Гораздо важнее, как указывают эксперты в один голос, зависимость от поставок электроники. «Если двигатель мы сможем заменить на свой достаточно скоро, то что делать с авионикой – пока непонятно», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

«В России достаточно слабо развита микроэлектроника, элементная база. Этот вызов уже давно стоит перед нашей промышленностью, и если брать, скажем, скорость решения подобных вызовов китайцами, то сравнение, увы, будет не в нашу пользу», – говорит Андриевский.

Так, в разработке авионики МС-21 принимала участие американская Rockwell Collins, которая теперь поставляет некоторые элементы. В создании элементов контроля, управления и безопасности участвуют американские компании Honeywell, UTC Aerospace Systems и Goodrich Corporation, а также французская Thales и израильская Elbit Systems. Американская Hamilton Sundstrand должна обеспечить поставки электрогенераторов и вспомогательного электрооборудования, а также системы пожаротушения. Гидравлику разрабатывала американская Eaton. Некоторые другие компоненты для самолета поставляют британская Meggitt и шведская CTT System. Пока непонятно, что попадет под нож, но проблем, судя по всему, ждать стоит.

«Заменить большинство из этих разработок практически нечем. Если попытаться заменять узлы и компоненты аналогами, производимыми другими компаниями в РФ или Китае, то даже если аналоги и имеются, то это потребует внесения изменений в конструкцию самолета, в проектную документацию. Придется заново проходить необходимые согласования и сертификацию. На это уйдет много времени. Просто скопировать чужие разработки тоже быстро не получится, к тому же они наверняка защищены патентами», – говорит Алексей Калачев из «Финам».

Китайцам, кстати, помогать нам с МС-21 не очень выгодно, так как российский самолет – потенциальный конкурент их собственному лайнеру С919. «Правильнее было бы воспользоваться внешним давлением и создать свое, независимое оборудование, что принесет огромную пользу отечественной промышленности. Комплектующие при этом вполне можно закупать и в Китае. Пока. Россия – страна с большим потенциалом возможностей, в том числе технических, это показала наша богатая история», – считает Андриевский.

В худшем случае санкции способны застопорить серийное производство МС-21, готового составить конкуренцию западным самолетам, как минимум на пару лет, считает Андриевский.

Кроме производственных рисков, есть еще вторая группа рисков, связанная с продажей самолетов. «Санкции могут существенно сузить круг потенциальных приобретателей, а недостаточное число эксплуатантов в будущем может не позволить выстроить эффективную систему постпродажного обслуживания», – говорит Гущин из АКРА.

Гусаров считает, что текущие санкции США вводят как раз для того, чтобы в будущем у США была возможность пригрозить санкциями третьим странам, желающим купить МС-21.

«Это угроза рынку – будете покупать у русских самолеты, даже гражданские, мы введем против вас санкции. США пытаются задушить наш потенциал в зародыше. Сегодня Россия займет небольшую долю рынка, завтра больше, а послезавтра вдруг мы потесним США»,

– говорит эксперт отрасли.  

Кроме МС-21, кстати, может еще пострадать и проект создания широкофюзеляжного самолета, который Россия реализует вместе с Китаем. Тот же «Авиадвигатель» приступил в этом году к разработке новейшего двигателя ПД-35, который должен «разбить» в пух и прах своих западных конкурентов. «Этот двигатель появится только через восемь лет, но и самолет появится не раньше. Но этот проект означает конкуренцию в сегменте широкофюзеляжных лайнеров, в котором до сих пор работали только два производителя в мире – Boeing и Airbus. Но Россия умеет строить такие самолеты – тот же Ил-96. Больше никто не может, даже китайцы. У них нет таких компетенций, знаний, школы. Они поэтому и обратились к России, чтобы вместе построить современный самолет такого типа, который будет лучше американского и европейского конкурента. Конечно, США не хотели бы, чтобы у России и Китая выстрелил этот проект», – поясняет Гусаров.

По его мнению, все это не что иное, как борьба США за сохранение статус-кво в авиации. «Пока США доминировали на рынке технологий, они декларировали свободный рынок, равную конкуренцию, ВТО. Но как только подтянулись другие страны, от которых стала исходить угроза серьезной конкуренции, они тут же стали сворачивать либеральный рынок в пользу политики протекционизма. ВТО – больше не указ, налево и направо вводят пошлины и санкции, то есть перешли к силовому методу защиты своих достижений», – резюмирует Гусаров.

По его словам, Запад дружил с Россией, когда она технологически падала вниз, но как только Россия начала восстанавливать свою промышленность и инновации, сразу начались санкции. «Хочу напомнить, что американцы начали вводить санкции в отношении отдельных наших компаний еще в середине нулевых под разными предлогами. Это началось не в 2014 году», – говорит Гусаров.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?