Экономика

5 сентября 2017, 17:30

Западные санкции сказались на судьбе российского ледокольного флота

Фото: Семен Майстерман/ТАСС

В России одновременно обсуждается создание нового, сверхмощного атомного ледокола – и списание старого, не так давно планировавшегося к модернизации. Почему решено утилизировать корабль, еще способный к службе после модернизации, и ради какой задачи будет создаваться российский ледокольный флот будущего?

Один из российских атомных ледоколов класса «Арктика» будет утилизирован. Речь идет о ледоколе «Советский Cоюз» мощностью 60 мегаватт, который был введен в эксплуатацию более 30 лет назад (в 1986 году).

Между тем еще недавно списывать этот ледокол не планировали. Наоборот, его хотели модернизировать и использовать на шельфовых проектах. Говорилось и о планах создать на этом ледоколе плавучий арктический командный пункт. 

В то же время заявлялось, что Россия планирует построить новое поколение ледоколов под названием «Лидер». Это будет самый крупный в мире ледокол мощностью более 100 мегаватт. К 2024–2025 гг. планируется построить три атомных ледокола поколения «Лидер», заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.

В ходе прямой линии в июне президент Владимир Путин также рассказывал, что в ближайшее время будет построено четыре атомных ледокола мощностью 60 МВт, а к 2025 году «должен появиться еще один ледокол, совершенно другого класса, в два раза более мощный».

«Таких ледоколов атомных в мире до сих пор нигде нет»,

– справедливо заметил тогда Путин. Видимо, он тоже имел в виду проект под названием «Лидер».

Почему Россия выводит из строя старый ледокол, хотя его можно было бы еще использовать после модернизации, зато планирует строить новый?

Главная причина – в ограничении использования иностранных технологий на арктическом шельфе РФ из-за западных санкций, а также в резком обвале цен на нефть. В итоге российские нефтегазовые компании заморозили ряд своих планов по освоению Арктики – а значит, и планы по использованию ледокола «Советский Союз». Из-за западных санкций в отношении совместного проекта Роснефти и американской ExxonMobil по добыче углеводородов на шельфе Карского моря ледокол оказался «без работы», объяснял и гендиректор Атомфлота Вячеслав Рукша.

#{image=1021434}«Раньше потребность в модернизированном ледоколе была, а сейчас часть проектов сдвигается по времени. Тот же «Ямал СПГ», который должен был начать отгрузки в 2017 году, задерживается на год. Видимо, «Атомфлот» пересмотрел планы и решил, что имеющийся и вновь вводимый флот удовлетворит все потребности, и модернизации «Советского Союза» не требуется», – говорит замгендиректора по научной работе, по развитию, экономике и экологии морского транспорта Центрального научно-исследовательского института морского флота (ЦНИИМФ) Александр Буянов.

А к тому времени, как нефтегазовые и другие перевозчики по Северному морскому пути нарастят свои перевозки, у России появятся новые атомные ледоколы того же типа «Арктика». Балтийский завод строит три атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт каждый.

Кроме того, модернизация устаревшего ледокола может оказаться дороже, чем строительство нового. «Все это время «Советский Союз» эксплуатировался в суровых полярных условиях, а значит, у него высокий уровень износа», – напоминает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Новейшие серийные ледоколы имеют более современную ядерную энергоустановку, которая обеспечивает больший срок работы и требует реже осуществлять заправку ядерным топливом», – добавляет Буянов. Производство и обслуживание серийных ледоколов также выгодней благодаря типовому подходу.

Новые ледоколы типа «Арктика» – лишь первый шаг в программе обновления российского ледокольного флота. Следующим наверняка будет реализация совершенно нового проекта ледоколов под названием «Лидер», который пока существует больше на бумаге. И главный вопрос – где государство найдет на него средства. А деньги нужные немалые.

Стоимость строительства одного такого ледокола в Крыловском ГНЦ оценивали в 75–80 млрд рублей, или 1,3–1,4 млрд долларов. Для понимания: Минпромторгу в этом году из резервного фонда выделили как раз 80 млрд рублей на поддержку и развитие целого ряда промышленных отраслей – автопрома, машиностроения, легпрома, обрабатывающих отраслей и т. д. При этом судостроители не исключают, что в процессе строительства стоимость проекта вырастет как минимум до 100 млрд рублей. В то же время стоимость строительства ледокола типа «Арктика» оценивается в 43 млрд рублей.

«Решение по строительству считается принятым, когда выделено финансирование. А заявления о том, что такой ледокол строить надо, еще ничего не значат», – говорит Буянов. «Что касается строительства перспективного ледокола «Лидер», то окончательное решение о месте и сроках его строительства не принято», – подтвердили в пресс-службе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Для чего нужен самый большой в мире ледокол «Лидер»?

«Это проект будущего, фактически – это новое слово в судостроении. Он сможет работать круглогодично, проводить более тяжелые караваны судов, будет обеспечивать комфортные условия экипажу. Он качественно отличается от тех ледоколов, которые сейчас эксплуатируются», – говорит Дмитрий Баранов.

Главная задача «Лидера» не столько в том, чтобы преодолевать сверхтолстый лед в три–четыре метра. Чтобы найти такой лед, надо еще постараться. «Основное его предназначение – идти в полутора-двухметровых льдах со скоростью хотя бы в десять узлов, чтобы достичь экономически целесообразной проводки», – объяснял ранее гендиректор Крыловского ГНЦ Олег Тимофеев. По его словам, задача ледокола «Лидер» в том, чтобы проводить по Северному морскому пути крупнотоннажные грузовые суда шириной по 40–45 метров, поскольку канал за ним будет порядка 50 метров. Это существенно расширит транспортные возможности Севморпути».

Таким образом, ледокол «Лидер» сможет круглогодично водить танкеры ледового класса типа Aframax по восточному направлению.

Ожидается, что «Лидер» увеличит скорость прохода по Севморпути в пять раз.

Ледокол должен помочь России в реализации планов по перенаправлению нефтегазовых потоков с европейского на азиатские рынки, а также в ее желании создать серьезного конкурента Суэцкому каналу в виде Северного морского пути.

Однако Буянов считает, что при нынешних объемах перевозок по Севморпути такой большой ледокол не нужен. Поэтому строительство двух судов мощностью 60 МВт типа «Арктика» вместо одного «Лидера» выглядит более рациональным.

«Мы делали расчеты по себестоимости работы ледокола «Лидер». При действующих тарифах на ледокольную проводку по Севморпути «Лидер» работает в ноль, то есть окупает свою работу без прибыли, при постоянной работе и проводке не менее двух–трех судов. Если будет проводить одно судно, то его деятельность будет убыточна», – объясняет собеседник. Повышать же тарифы не имеет смысла, иначе это становится невыгодно для транспортных судов, и им проще идти южным путем, добавляет Буянов.

И все же через 7–10 лет появление данного ледокола уже вполне может оказаться оправданным. «Конечно, средств на строительство такого ледокола может потребоваться немало, но возможность постоянной работы в Арктике, проводки караванов грузовых судов и туристических лайнеров, несомненно, окупят эти затраты. А учитывая его параметры и планы других стран, планирующих работу в Арктике, возможны и перспективы экспорта таких кораблей», – считает Дмитрий Баранов.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

НАБУ и САП разоблачили группу ОПГ депутатов Рады
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Политолог отреагировал на разоблачение ОПГ депутатов в Верховной раде

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Воспитанник футбольного ЦСКА Адамс получил огнестрельное ранение в Подмосковье

В Звенигороде в Московской области был госпитализирован воспитанник футбольного ЦСКА Лионель Адамс после конфликта с применением огнестрельного оружия, пишут СМИ.

Спасатели раскрыли детали ЧП с затонувшей машиной в Якутии

Сотрудники Службы спасения Якутии рассказали об обстоятельствах инцидента с затоплением автомобиля в Якутске и раскрыли подробности проведения спасательной операции.

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Служебный ноутбук с личными данными младшего лейтенанта ВСУ был обнаружен в оставленном подразделением блиндаже вместе с документацией и оборудованием, рассказали в российских силовых структурах.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

В Италии оценили ущерб от запрета импорта сантехники в Россию

Итальянские предприятия могут ежегодно недополучать порядка 140 млн евро из-за запрета на экспорт сантехники в Россию, существенно пострадают малые и средние компании, заявил президент Итало-Российской торговой палаты Винченцо Трани.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Российский командир рассказал об уничтожении «мелких шаек» ВСУ в Купянске

Российские военные продолжают уничтожать небольшие группы противника на улицах Купянска.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов