В последние годы рост добычи сланцевой нефти в США объясняли технологическим прорывом. Американцы якобы совершенствуют добычу таким образом, что теперь добывать сланцевую нефть выгодно не только при 100 долларах за баррель, но даже при 40 долларах.
Это вселило большие надежды в сердца экспертов Международного энергетического агентства (МЭА), созданного в свое время Соединенными Штатами в противовес ОПЕК. В своем очередном докладе по развитию мирового рынка нефти и газа до 2040 года они пророчат именно США первые роли в мире. Якобы уже к 2025 году Соединенные Штаты станут мировым лидером по объемам добычи, оставив позади и Саудовскую Аравию, и Россию. Даже на рынке газа США якобы обойдут Россию, став первыми в мире по объемам добычи, а Россия уйдет на второе место с большим отставанием.
Управление энергетической информации США не менее оптимистично. Там ждут роста средней добычи нефти в этом году на 0,5 млн баррелей в сутки, до 9,3 млн. В следующем году еще больший рост – на 0,6 млн, до 9,9 млн баррелей в сутки. Так много США не добывали нефти почти полвека – с 1970 года (в среднем 9,6 млн баррелей в сутки). А по прогнозу МЭА, к 2025 году объем добычи в США вырастет аж до 16,8 млн баррелей.
И все же далеко не все даже в Соединенных Штатах разделяют столь радужные прогнозы. Группа исследователей из Массачусетского технологического института (MIT) считает, что перспективы сланцевой революции в США переоценены. Они выяснили, что рост производства нефти и газа в последние годы объясняется не технологическим прогрессом, а тем, что американские компании старались разрабатывать наиболее перспективные участки. Это давало им возможность наращивать добычу даже в условиях низких цен на нефть.
Безусловно, сланцевики совершенствуют сложные технологии добычи, однако в США переоценивают значение технологической составляющей в росте производительности. Поэтому прогнозы будущего роста добычи сланцевых углеводородов в США основаны на слишком оптимистичных ожиданиях, уверены эксперты Массачусетского технологического института.
Их вывод основан на исследовании данных производства сланцевой нефти в Баккеновской формации в Северной Дакоте за 3,5 года, начиная с 2012 года. Исследователи выяснили, что вклад технологических инвестиций переоценен. Управление энергетической информации США считает, что, варьируя глубину скважины и количество воды и песка, используемых для разрыва пластов, производительность можно увеличить на 10% в год. Реальный же показатель в лучшем случае приближается к 6,5%, отмечают исследователи Массачусетского технологического института, передает «Коммерсантъ».
Иными словами, официальный прогноз по США основан на завышенных данных, и неточность прогноза будет возрастать год от года по мере исчерпания лучших месторождений. В итоге реальное производство нефти и газа в США к 2020 году будет отставать от прогноза более чем на 10%, считают в Массачусетском техуниверситете.
«Этот университет всегда отличался хорошими независимыми экспертами. Кроме того, они повторяют то, что было сказано не раз другими экспертами, – сланцевая добыча выгодна прежде всего на новых месторождениях, то есть увеличение числа буровых установок и поиск наиболее выгодных месторождений находятся у компаний в безусловном приоритете, поскольку не нужно тратиться на разработку новых технологий и увеличивать затраты на технику», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Есть и другие факты, которые говорят о раздутом технологическом прогрессе в добыче сланцев. Буквально в конце ноября глава американской компании ConocoPhillips заявил, что даже не будет рассматривать сланцевый проект, если он не может быть прибыльным при 50 долларах за баррель. Кроме того, для того чтобы увеличить доходы акционеров, американская компания начала продавать свои нефтяные активы. Этой весной компания продала месторождение по разработке нефтяных песков в Западной Канаде Cenovus Energy за 13,3 млрд долларов. Добывать битумную канадскую нефть тяжело и дорого. Также ConocoPhillips продала два нефтяных месторождения в США. О продаже своих предприятий по добыче сланцевой нефти ранее заявили также Royal Dutch Shell и Statoil.
«Еще в 2016 году из-за низкой рентабельности проектов рынок покинуло много небольших производителей сланцевой нефти. А ExxonMobil, хотя и ведет добычу сланцевой нефти, но все равно больший объем добываемой ею нефти составляет традиционная нефть», – говорит заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова.
«Производители сланцевой нефти в США пока наращивают задолженность, при этом рентабельность многих таких компаний очень невысока. В Европе и на других континентах, например в Австралии, интерес к сланцевым проектам у крупных и даже у ряда небольших нефтяных компаний заметно упал по сравнению с 2010 годом, когда только ленивая нефтяная компания не объявляла о том, что она собирается заниматься сланцевой нефтью или газом. В США почти четверть объема добычи сланцевой нефти приходится всего на одну структуру – Permian Basin», – говорит Мильчакова.
Более того, в ноябре МЭА отмечала снижение добычи в США в течение трех месяцев подряд, хотя цены на нефть в этом году выше, чем в прошлые годы.
«Все эти цифры и факты позволяют задуматься, что хваленая сланцевая революция оказалась как минимум «перепиарена», и, видимо, те, кто эту революцию нахваливал, забыли о чем-то проинформировать общественность», – считает Мильчакова.
«По прогнозам МЭА и ОПЕК, как минимум в 2018 году добыча сланцевой нефти в США будет все еще влиять на нефтяной рынок. Однако здесь многое зависит от мирового спроса на нефть и от того, могут ли новые технологии уравнять себестоимость добычи барреля сланцевой и традиционной нефти. Пока, судя по слабому интересу «крупняка» к таким проектам и слабым финансовым результатам многих небольших компаний, технологии не панацея от всех проблем и не могут сделать все», – считает Мильчакова. Добыча нетрадиционной нефти по-прежнему дороже, чем традиционной, и месторождения с нетрадиционной нефтью намного быстрее исчерпываются.
Впрочем, за семь ближайших лет может многое произойти, и технологии добычи сланца могут быть усовершенствованы, предупреждает Андриевский. Однако говорить сегодня с такой уверенностью, как делает это МЭА, что к 2025 году США станут лидерами по производству нефти, – это политиканство, за что МЭА уже неоднократно критиковали.