«Дочка» Роснефти – Роснефтефлот – заказала на дальневосточной судоверфи «Звезда» строительство десяти арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тысячи тонн каждый. Поставка первого танкера предполагается в 2023 году. Далее Роснефтефлот будет передавать эти танкеры в тайм-чартер сроком на 20 лет структуре Независимой нефтяной компании (ННК) «Таймырнефтегаз». То есть эти суда с экипажем будут зафрактованы на 20 лет за арендную плату.
Танкеры усиленного ледового класса ARC7 предназначаются для работы во льдах толщиной до 1,8 м при температуре до минус 45 градусов.
Новую серию танкеров планируется использовать для перевозки нефти, добываемой на Пайяхском месторождении, из устья реки Енисей по трассе Северного морского пути как в западном, так и в восточном направлении.
Это крупнейший в истории серийный заказ судов ледового класса на российских верфях. До этого портфель заказов восходящей «Звезды» насчитывал 14 судов, теперь – 24. Однако этого все еще очень мало для того, чтобы загрузить судоверфь вплоть до 2035 года. А таков стратегический план. Для выхода на позитивную экономику работы компании до 2035 года «Звезде» нужно поручить портфель в 188 судов, говорил в начале сентября глава Роснефти Игорь Сечин.
Тогда же Владимир Путин потребовал, чтобы не только Роснефть, но и Газпром, НОВАТЭК и другие российские нефтегазовые компании тоже начали наконец заказывать строительство судов на российских верфях, а не за рубежом. Дело в том, что судоверфь изначально была задумана как специализирующаяся на строительстве судов и оборудования для использования при разработке углеводородных ресурсов, в том числе шельфа. Президент пообещал лично следить за выполнением главной стратегической задачи – создания на «Звезде» полноценной линейки средне- и крупнотоннажных судов и морской техники. В сентябре по заказу Роснефти здесь уже заложили четыре многофункциональных судна снабжения (они получили имена «Владимир Мономах», «Александр Невский», «Екатерина Великая» и «Святая Мария»).
Почему же другие нефтегазовые компании не спешат закидывать «Звезду» заказами? Одна из причин – падение цен на нефть вкупе с санкциями. Новые реалии сделали разработку труднодоступных ископаемых в Арктике крайне дорогой, многие проекты приходится переносить на сроки, когда цены на нефть подрастут либо будут созданы новые технологии, удешевляющие добычу. С другой стороны, из-за санкций российские нефтегазовики лишись возможности использовать те или иные иностранные технологии и оборудование, а также их финансы, что также привело к заморозке ряда проектов. Таким образом, упал и спрос на суда, необходимые в работе нефтяников.
Впрочем, есть и другие причины. Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский считает, что все дело в привыкании наших компаний к проверенному качеству иностранных судов и нежелании ждать продукции «Звезды». Однако призыв Путина должен поспособствовать постепенному переходу на российские мощности. «Как и со многими проектами по импортозамещениию, это опять вопрос времени. Российские танкеры должны хорошо показать себя, тогда объем заказов увеличится. К сожалению, пока прогноз таков, что потребуется не один год, чтобы полностью загрузить «Звезду», – говорит Андриевский.
Наконец, третья причина – отсутствие компетенций в строительстве некоторых судов, которые российским компаниям нужны уже сейчас. Так, НОВАТЭКу еще вчера нужны были танкеры-газовозы ледового класса для транспортировки продукции «Ямал СПГ». Однако компания заказала их не на российской, а на южнокорейской верфи. Первый из 15 танкеров-газовозов НОВАТЭК уже получил, газовоз прошел испытания и уже успел поставить рекорд, пройдя Севморпуть протяженностью 4 тыс. км всего за 6,5 дней.
Правительство было, конечно, недовольно тем, что НОВАТЭК покупает иностранные суда. Но на это были свои причины. Во-первых, заказы в Южной Корее делали еще до того, как начали строить судоверфь «Звезда». Во-вторых, Россия никогда не производила такие танкеры для перевозки СПГ. Это просто было не нужно – до недавнего времени Россия занималась поставками исключительно трубопроводного газа.
Впрочем, частная нефтегазовая компания «НОВАТЭК» хотела бы «исправиться». Накануне ее глава Леонид Михельсон заявил, что готов заказать в России строительство танкеров для перевозки СПГ – но только в том случае, если в России появятся соответствующие мощности и компетенции.
На судоверфи «Звезда» как раз хотят организовать строительство газовозов ледового класса. Возможно, это даже будет сделано в кооперации с южнокорейскими конкурентами. По крайней мере, год назад Востокпроектверфь договорилась о создании СП со структурой южнокорейской верфи DSME. Именно у этой компании НОВАТЭК заказывал танкеры-газовозы ледового класса, и это одна из немногих в мире судоверфей, имеющая компетенции в такого рода судах. Ледового класса такие газовозы вообще до этого никто не строил. Их создали специально для российского заказчика. Это СП дает возможности российским судостроителям перенять знания и технологии по таким судам и самим научиться их строить.
«Россия имеет компетенции по строительству ледоколов, которые намного сложнее танкеров, так что это вопрос раскачки»,
– уверен Андриевский.
Возможно, необходимые компетенции Россия получит также и от сотрудничества с другой южнокорейской компанией – Hyundai Heavy Industries. С ней «Звезда» и Роснефтефлот подписали соглашение на строительство пяти танкеров Aframax, работающих на СПГ, дедвейтом 114 тыс. тонн каждый буквально в конце сентября, до этого было заказано еще пять.
Интересно, что подписать соглашение и увеличить заказ до 10 таких судов планировалось еще в начале сентября, во время визита президента во Владивосток на величественное событие – церемонию закладки четырех судов снабжения для Роснефти. Однако не удалось – контракт был сорван, подписание документа было отменено в последний момент. Игорь Сечин не стал подписывать это соглашение, так как выяснилось, что Роснефть в этом проекте неожиданно оказалась не собственником, а фрахтовщиком судов. В самой компании заверили, что никакой отмены сделки нет, но потребовалась корректировка ее условий. И действительно, уже к концу сентября соглашение было подписано. И первый крупнотоннажный танкер российского производства на «Звезде» может появиться уже в 2021 году.