Производство легковых автомобилей на Украине в 2016 году упало на 23,2% в сравнении с предыдущим годом – до 4,34 тыс. единиц транспорта. Об этом сообщает ассоциация «Укравтопром».
Это еще раз показывает, что после Майдана «откаты и заносы» существенно выросли и новые «борцы с коррупцией» покупают для себя дорогие игрушки
Одновременно с этим по итогам прошлого года выпуск коммерческого транспорта в соседней стране упал на 65,4% до 603 машин, а автобусов – на 64,2% до 321 единицы.
В целом за 2016 год на Украине было произведено 5,264 тыс. машин, это на 36,5% меньше, чем год назад. Крупнейшим производителем легковых автомобилей в стране является с недавних пор завод «Еврокар» в Закарпатской области. В прошлом году он выпустил 3,937 тыс. машин марки Skoda (плюс 93,9%). А вот некогда крупнейший украинский производитель – ЗАЗ – ушел фактически в небытие. За год он собрал всего 526 машин – в среднем по 43 машины в месяц. Для сравнения: в 2007 году на ЗАЗе собирали около 300 тыс. автомобилей в год или по 25 тыс. штук в месяц. Тогда на нем собирались автомобили не только под брендом ЗАЗ, но и под брендом ВАЗ, Chance, Lanos, Chevrolet и KIA. Конечно, падение производства на заводе началось еще в 2008 году, сразу после вступления Украины в ВТО и обнуления пошлин на импорт. Конкуренцию с иномарками местным моделям стало сложно выдерживать. Однако завод держался на плаву, удовлетворяя имеющиеся потребности украинцев в самом дешевом местном автомобиле, да еще на экспорт в Россию отправлял продукцию. Для сравнения: до Майдана в 2013 году на ЗАЗе было собрано более 50 тыс. автомобилей, теперь в 100 раз меньше. По факту можно признать, что производство автомобилей на заводе остановлено.
Не лучше судьба и у еще одного сборочного автомобильного завода – «Богдан». Хотя в 2016 году он и увеличил объемы производства на 30%, но этот рост мало чего стоит. Потому что в штуках завод собрал всего 78 машин против 60 штук в 2015 году, отсюда и иллюзорный рост в процентах. А некогда это также было довольно крупное промышленное предприятие, одним из собственником которого, кстати, был Петр Порошенко. В 2007 году корпорации удалось начать лицензионный выпуск трех моделей Hyundai. Здесь также собирались модели Kia и АвтоВАЗа под брендом «Богдан». Однако с российским заводом сотрудничество было остановлено в апреле 2014-го. И уже через месяц Черкасский автозавод корпорации остановился и не работает до сих пор. Хотя в 2015-м говорили о планах собирать модели Hyundai, но ни одной машины так и не сошло с конвейера. Сама корпорация еще держится лишь благодаря мизерным госзаказам (десятки штук) Нацгвардии и МВД Украины на автобусы и грузовики.
Ситуация в экономике и разрыв связей с Россией окончательно убили местный автопром. Свое дело сделала и девальвация гривны. Эксперты МВФ сильно ошибались, когда в 2014 году уверяли, что девальвация гривны поможет украинским производителям и экспортерам. На практике все вышло наоборот, и автопром – ярчайший пример. Потому что эксперты МВФ не вдавались в детали. «При производстве автомобилей марки ЗАЗ доля украинских материалов и комплектующих больше 50%, но вот энергия и сырье для их производства импортные. Как результат, девальвация гривны привела к тому, что выросла и себестоимость украинских легковых автомобилей. Это еще раз показывает, что нельзя за счет обвала гривны стимулировать импортозамещение», – объясняет украинский экономист Александр Охрименко.
Впрочем, удивителен другой факт. Судя по падению зарплат и кризису в экономике соседа, возможности украинцев по покупке дорогих иномарок должны были сойти на нет, как и местное производство. Так и происходило в 2014 и 2015 годах, когда розничный рынок падал. Но в 2016 году рынок новых автомобилей просто удивительным образом расцвел, причем продажи иномарок премиум-класса – больше всего.
Так, по данным Укравтопрома, в 2016 году на Украине было продано более 65 тыс. автомобилей, что на 41% больше, чем годом ранее. Особенно бурным ростом была отмечена весна: в марте, например, продажи новых авто выросли на целых 117%. Даже осенью, несмотря на либерализацию импорта автомобилей с пробегом в августе, рынок новых автомобилей продолжил расти как на дрожжах: в сентябре – на 32%, в ноябре – на 50%.
Наибольшей популярностью у украинцев пользуются новые иномарки Toyota, Renault и Volkswagen. При этом продажи автомобилей премиум-класса растут существенно больше, чем в целом украинский автомобильный рынок. Так, продажи новых Lexus выросли за год аж на 141,5% (всего продано 1164 штуки), Mercedes-Benz – на 102,3% (2464 авто), Audi – на 73% (1674 авто).
Исходя из мировой практики, автомобильный розничный рынок является прекрасным индикатором состояния экономики страны. Когда растут благосостояние и экономика, продажи новых машин увеличиваются. Когда начинают падать продажи новых бюджетных машин, значит, в стране начинается кризис. Когда процесс падения докатился до дорогих автомобилей, кризис разросся во все уголки экономической деятельности государства. На Украине же наблюдается парадоксальная ситуация: ВВП и благосостояние населения в разы сжались, в стране продолжает бушевать кризис. Самое позитивное, что сейчас можно сказать и ожидать от украинской экономики, – это что ее падение замедлилось на крайне низком уровне, возможно, найдено дно. Но до возврата уровня благосостояния 2013 года еще могут потребоваться годы и десятилетия. Если в 2013 году средняя реальная зарплата на Украине составляла 400 долларов, то в 2016-м – всего 197 долларов. Поэтому рост продаж новых автомобилей, особенно дорогих, в 2016 году просто выбивается из экономической теории и опыта других стран.
Впрочем, украинский экономист Александр Охрименко легко разгадал эту загадку. «Динамика роста продаж новых автомобилей в 2016 году по сравнению с 2015 годом показывает, что население начинает тратить деньги. Частично это деньги, которые население забрало с банковских депозитов, а частично – доходы, полученные на валютных спекуляциях и разного рода махинациях в сфере торговли и госзакупок. На Украину вернулись времена 90-х годов, когда разного рода «реформаторы», заработав свой первый миллион на «реформах», спешат потратить его на новый автомобиль, чтобы пацаны оценили «широту размаха». Все как всегда», – объясняет экономист.
«Примечательно, что очень большой рост был зафиксирован в продаже очень дорогих автомобилей типа «Мерседес-Бенц». Это еще раз показывает, что после Майдана «откаты и заносы» существенно выросли и новые «борцы с коррупцией» покупают для себя дорогие игрушки», – резюмирует Охрименко.