Как и ожидалось, Россия не просто повторила прошлогодний успех по урожаю зерновых, но и превзошла его. В стране поставлен новый рекорд – собрано 117 млн тонн зерновых и зернобобовых культур. Такого урожая Россия не добивалась аж с 1978 года.
У России есть потенциал для того, чтобы дополнительно собирать и сохранять 40–50 млн тонн зерновых даже без увеличения посевных площадей
Соответствующее заявление сделал глава Министерства сельского хозяйства Александр Ткачев. По его словам, «такой результат удалось получить за счет роста урожайности, которая за эти годы увеличилась на 60% – с 17 центнеров с гектара до 27 центнеров с гектара, при этом на те же 60% сократились посевные площади – с 74 млн до 47 млн гектаров».
Для сравнения: в прошлом году в России собрали около 105 млн тонн зерна в чистом виде, из них почти 62 млн тонн – пшеницы. К слову, соседняя Украина рассчитывает собрать лишь 61 млн тонн зерновых.
Столь феноменальный результат позволит России сохранить лидерство по экспорту пшеницы и в этом сельхозгоду (длится с июля 2016 года по июнь 2017 года). «В этом году, по нашим прогнозам, экспорт зерновых может увеличиться с 30 до 35 миллионов тонн, а по экспорту пшеницы Россия сохранит лидерство, обойдя таких крупных поставщиков, как ЕС и США», – сказал Ткачев. Доля России на мировом рынке пшеницы за прошедшие 15 лет выросла в четыре раза, с 4% до 16%, добавил он. В прошлом году Россия впервые в современной истории стала крупнейшим экспортером пшеницы в мире.
При этом эксперты считают, что Минсельхоз незаслуженно занизил прогноз по экспорту зерна в этом сельхозгоду до 35 млн тонн (в том числе 28 млн тонн пшеницы). Еще недавно само ведомство уверяло, что за рубеж будет продано до 40 млн тонн зерна, включая 30 млн тонн пшеницы. И гендиректор аналитического центра «ПроЗерно» Владимир Петриченко подтверждает, что если экспорт зерна составит в этом году всего 35 млн тонн, то это будет катастрофа, передает «Агроинвестор». По его словам, Россия в прошлом сезоне экспортировала столько же – 35 млн тонн зерна, но в этом сезоне урожай вырос на 13–14 млн тонн. При этом внутреннее потребление вырастет всего на 1–1,5 млн тонн, до 73,7 млн тонн. Остается 12–13 млн тонн зерна, которые некуда девать, кроме как на экспорт. Поэтому эксперт надеется, что экспорт составит около 40 млн тонн. Фактически такой же прогноз дают и в аналитическом центре «СовЭкон», и в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).
Причины рекордов
Одно из главных достижений российских аграриев – это рост урожайности с 17 до 27 центнеров с гектара при сокращении посевных площадей с 74 млн до 47 млн гектаров.
На самом деле площадь посевов зерновых культур сократилась до 43 млн га еще в 2009 году (для сравнения, в 1990 году было засеяно 63 млн га). С тех пор, как видно, площадь посева даже чуть выросла. Но уровень урожайности действительно впечатляет. Для сравнения: в 1995 году с 55 млн га посевов было собрано всего 63 млн тонн зерновых, то есть урожайность составила всего 11,4 центнера с гектара.
По данным Национального союза зернопроизводителей, на 8 ноября 2016 года на площади 45 млн га было намолочено 120,7 млн тонн зерна. Урожайность составила 26,8 центнера с гектара. Для сравнения: в 2015 году с площади в 43,8 млн га было намолочено 106,9 млн тонн зерна, урожайность составила 24,4 центнера с гектара.
Что же помогло российским аграриям значительно увеличить урожайность зерновых в последние два года без увеличения посевных площадей?
Безусловно, рекордным урожаям в России помогает погода. «Среди основных слагаемых успеха – благоприятные погодные условия в период роста и созревания растений, которые повлияли на хорошую перезимовку озимых и развитие яровых зерновых культур», – говорит газете ВЗГЛЯД президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин. Так, годом ранее российские аграрии потеряли свыше 10% озимых посевов зерна, а на этот раз гибель не превысила и 4%.
«Достаточное количество осадков положительно сказалось на плодородности пахотных земель», – говорит директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. На высокую урожайность зерновых культур повлияло также использование в последние годы современных агротехнологий, более совершенной техники, средств защиты растений.
Скурихин подтверждает, что при проведении весенних полевых работ повысился уровень приобретения минеральных удобрений, аграрии вовремя провели подготовительные работы по защите от вредителей и при посеве использовался соответствующий посевной материал.
«Кроме того, на протяжении трех лет стала прослеживаться тенденция повышения посевных под кукурузой, которая имеет практически двукратную фору по урожайности относительно мягкой пшеницы», – рассказывает Скурихин. Так, в текущем году по пшенице этот показатель составляет 27,9 ц/га, а по кукурузе – 55,9 ц/га.
Наконец, господдержка сельхозпроизводителей в весенний период была осуществлена без задержек, вовремя, указывает собеседник.
Ставить рекорды аграриям помогает также кризис и девальвация рубля. В силу курсовой разницы российская пшеница стала более доступной для покупателей на мировом рынке, они выигрывают ценовую конкуренцию, например, с французами. Неудивительно, что Россия благодаря низкой цене на зерно легко выиграла львиную долю контрактов на поставки пшеницы в Египет.
Впрочем, на цену влияет также качество российского зерна. Приходится констатировать, что из-за дождей, которые прошли в ряде регионов в предуборочный период и во время самой уборки, снизилось и качество зерна. С одной стороны, дожди, которые прошли в мае – июне на европейской части России, оказали большую услугу фермерам. Это повысило урожай в Ростовской, Волгоградской, Саратовской областях и в Ставропольском крае. С другой стороны, обильные осадки весной отразились на качестве зерна. Это спровоцировало распространение фузариоза на юге страны, что в итоге привело к снижению доли высококачественной пшеницы и увеличению доли фуража (для кормления животных). Впрочем, пшеница фуражного значения также неплохо идет на экспорт.
«Влияние дождливой или засушливой погоды на показатели производственных объемов обратно пропорционально качественным характеристикам зерна. В дождливый год высокая урожайность чревата большой долей фуражного зерна, и, наоборот, в сухую погоду урожай может быть ниже, однако качество зерна будет выше», – поясняет Востриков.
Как поставить новые рекорды урожая
Россия не собирается останавливаться на достигнутом. Минсельхоз строит амбициозные планы по дальнейшему росту урожайности зерновых. Ткачев недавно говорил, что Россия в перспективе планирует увеличить сбор зерна до 150 млн т в год, а при определенных условиях к 2030 году может собирать до 170 млн т зерна.
Таким образом, в планах России – существенно превзойти советские рекорды. Скурихин уверен, что у России есть огромный потенциал, чтобы дополнительно собирать и сохранять 40–50 млн тонн зерновых даже без увеличения посевных площадей. При этом в России на сегодня есть порядка 20 млн гектаров пашни – это серьезный резерв для увеличения зернового клина страны и повышения производства зерновых культур.
Рост производства зерна в России возможен при соблюдении трех условий, рассказывает Скурихин. Во-первых, необходимо техническое перевооружение, в том числе мест хранения зерна и его транспортировки. Например, важно вовремя убирать зрелое зерно – за пять–шесть рабочих дней, ибо каждый дополнительный день приводит к 1% потерь урожая. «В большинстве зернопроизводящих территорий уборка зерна растягивается до 30 и более дней. В результате потери урожая достигают 15–20%, а это 15–20 млн тонн зерна», – говорит Скурихин. Хранение в устарелых хранилищах может приводить к потерям урожая зерна в объеме до 10%, а также снижению его качества.
Во-вторых, аграрии должны более требовательно относиться к семенному материалу. «На протяжении уже многих лет, несмотря на наши рекомендации, продолжается использование некондиционного семенного материала, а это 15–20% недобора с площадей, засеянных некачественными семенами», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД. Из-за того, что уровень обеспеченности кондиционными семенами составил лишь 80%, Россия в этом году потеряла 3 млн тонн зерна, добавляет эксперт.
Наконец, аграрии должны еще повсеместно использовать химические средства защиты растений и, естественно, удобрения. Из-за того, что не на всех посевных площадях используются средства защиты, Россия, по подсчетам специалистов, ежегодно теряет порядка 10–15 млн тонн зерна.
Минеральные удобрения наши аграрии, конечно, используют, но в разы меньше. В среднем они тратят 22 кг удобрений на один гектар, тогда как в доперестроечный период тратили 109 кг на гектар.
По статистическим данным, в 1970 году в целом в мире производилось 1248 млн тонн зерна, из них в РСФСР – 114 млн тонн, в США – 188 млн тонн, в Китае – 182 млн тонн. За неполные 50 лет производство зерновых в мире было практически удвоено (рост 204%). Так, в Китае рост составил 232%, в США – 207%. «А в России, если взять для сравнения урожай текущего года, показатель валового сбора остался на прежнем уровне. Если же спроецировать двукратный рост мирового производства зерна на зернопроизводство в России, то в настоящее время отрасль страны должна ежегодно производить 200–210 млн тонн», – говорит президент Национального союза зернопроизводителей.