Экономика

17 июня 2015, 20:50

Планы украинского авиапрома выглядят антинаучной фантастикой

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Новое руководство легендарного украинского авиапредприятии «Антонов» грезит достичь уровня выпуска СССР – 200 самолетов в год, причем в кооперации с Западом. Подобные заявления выглядят явной фантастикой, а реальных выгод от совместных с Европой проектов для самой Украины немного. Очередная реформа украинского авиапрома закончится, скорее всего, его окончательной ликвидацией.

Руководство украинского авиаконцерна «Антонов» на авиасалоне «Ле Бурже» заявило об амбициозных планах компании. Их суть сводится к тому, что вместо уменьшающейся исторической кооперации с Россией (из-за запрета Киева осуществлять военно-техническое сотрудничество с соседом) «Антонов» пытается выжить за счет кооперации с другими странами, и не только европейскими.

Никаких сомнений в интеллектуальном потенциале украинского авиапрома нет, а вот с материальными и управленческими возможностями топ-менеджер явно погорячился

«Президент и правительство Украины определили авиационный сектор как стратегический для безопасности и экономики государства», – заявил новый гендиректор ГК «Укроборонпром» (в который входит ГК «Антонов») Роман Романов. Главная цель – увеличить годовой выпуск самолетов до 50 штук в год, а «затем достичь уровня выпуска СССР – 200 машин в год», совершенно серьезно заявил Романов.

Учитывая, что в период с 2000 по 2013 год на Украине производилось ежегодно от нуля до шести авиамашин, план выйти на уровень в 50 самолетов в год уже выглядит крайне амбициозно. Что касается советских показателей, они и вовсе из разряда фантастики.

«Для выхода на мощность советских лет, то есть порядка 200 бортов в год, компании необходима как минимум аналогичная инфраструктура, мощности и возможность получения узлов и комплектующих по условиям, позволяющим выигрывать по цене с конкурентами. Это сложно даже при поддержке европейских и американских производителей. А учитывая высокий уровень политической нестабильности в стране, иностранные инвестиции вряд ли польются рекой в перспективе ближайших лет», – говорит Дмитрий Лепешкин из QB Finance.

А ведь кооперация Украины и России после развала СССР строилась на том, что у Украины остался сильный научный задел, разработчики и двигатели, а у России – производственные мощности, деньги и спрос.

Не менее удивительно прозвучали следующие слова ставленника новой власти: «Украинские граждане будут летать самолетами украинского производства». Планы еще более фантастические, учитывая, что у Украины просто нет полной линейки гражданских самолетов, необходимой для современных авиакомпаний.

Романов заявляет, что ГП «Антонов» сегодня имеет мощные интеллектуальные, материальные и управленческие возможности, чтобы стать мировым лидером в области авиастроения. Сомнений в интеллектуальном потенциале украинского авиапрома, положим, нет, а вот с материальными и управленческими возможностями топ-менеджер явно погорячился. От российских заказов Украине пришлось отказаться, а в бюджете денег много не найти: страна сама в долгах, а на выход из кризиса и восстановление финансовой системы потребуются даже не годы, а минимум десятилетие.

#{image=889749}Заявленные новые проекты «Антонова», призванные быть реализованными без кооперации с российским авиапромом, выглядят не менее фантастично либо грозят потерей интеллектуальной собственности и технологий.

Во-первых, «Антонов» заявил о развитии проекта самолета Ан-132, который существует пока только на бумаге. Фактически это будет модернизированный Ан-32, созданный еще в советское время. Этот проект удивителен тем, что речь идет не о создании производства на территории Украины, а фактически о продаже технологий за рубеж, причем даже не в Европу, а на Ближний Восток.

В Ле Бурже компания «Антонов» заявила с гордостью, что договорилась с Саудовской Аравией и пообещала построить на арабской территории завод по производству этого самолета. Технологиями его обеспечат немецкие специалисты, строительство будет курировать Украина, а строить в основном местные. По законам Саудовской Аравии, их работников в такой схеме должно быть не менее 70%.

Суть сделки: научно-технологический центр имени короля Абдул-Азиза (KACST) и местная инвестиционная компания Taqnia Aeronautics вместе с «Антоновым» выполнят доработку существующей модели самолета Ан-32. По сути, саудиты дадут деньги, чтобы украинские инженеры довели характеристики самолета до ума в части полезной нагрузки, дальности полета и взлетных параметров, а также сократили расход топлива на 30 %. Это и будет новая модель Ан-132. При этом Саудовская Аравия получит права интеллектуальной собственности на самолет вместе с его чертежами.

Саудиты хотят заложить первый камень завода уже в 2016 году, а в 2017 году на «Ле Бурже» должны показать новенький Ан-132 уже в металле.

Саудитов привлекает то, что этот транспортный самолет может садиться в песчаных дюнах, летать в условиях пылевых бурь и в жару до 50 градусов, при этом его отличает практичность и дешевизна. И спрос на такой самолет на мировом авиарынке имеется. Ведь такой самолет (при его доработке) незаменим и для военной авиации, и для грузоперевозок, и для служб чрезвычайных ситуаций.

Ранее говорилось, что Саудовская Аравия готова вложить 3 млрд долларов в этот проект. Вот только прагматичные арабы не собираются инвестировать их в украинское производство, а Киев почему-то смотрит на это сквозь пальцы и даже радуется.

Зачем «Антонову» и Украине нужно создавать авиастроение в чужой стране, а не возрождать – на родине? «В случае, если производство будет организовано в другой стране – налоги будут уплачиваться в Саудовской Аравии, рабочие места будут создаваться в Саудовской Аравии, а «Антонов» будет, скорее всего, получать лишь роялти, лицензионные платежи и выполнять заказы на изготовление определенного процента узлов», – говорит газете ВЗГЛЯД Дмитрий Лепешкин из QB Finance. Возможные платежи от саудитов за каждый проданный самолет – это явно не тот масштаб прибыли, который Украина могла бы иметь.

Таким образом, озвученный проект сам по себе выглядит перспективно, только вот бюджет Украины, а значит, и простые украинцы от него получат крупицы.

Еще один проект, который с гордостью представил «Укроборонпром» в Ле Бурже – транспортный же Ан-188, который должен перевозить груз до 40 тонн. Фактически это переработанный Ан-70 с новым двигателем. В качестве двигателя рассматривается несколько вариантов: украинский турбореактивный (который предлагается также использовать на Ан-178) или пока только разрабатываемый АИ-28 (оба – производства «Мотор-Сич»). В качестве опции предлагается также использование двигателей западного производства. Оборудование и системы Ан-188 должны быть «украинского и западного производства».

И наконец, «Антонов» собирается разработать «вестернизированную» модификацию самолета Ан-178, оснастив его полностью западным оборудованием и двигателем серий General Electric CF34-10 или Pratt & Whitney PW1500. Цель вестернизации – заменить российские комплектующие европейскими. Сделать это Киев собирается с помощью Польши. Недавно на украинско-польском форуме «Антонов» заявил, что вместе с Варшавой проведет вестернизацию всего семейства «Ан» и еще организует совместное производство самолетов на базе моделей «Ан».

Впрочем, кроме обсуждений до реальных соглашений дело еще не дошло и вряд ли дойдет. «Во-первых, Польша – не авиастроительная держава, которая могла бы помочь чем-то Украине. Украина на сто голов выше, она по факту является самолетостроительной державой. А все, что строилось в Польше, – это были российские лицензии благодаря советской истории. Там ничего самостоятельного не создавалось, и такой авиационной школы, как на Украине, там нет», – говорит редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. «Все, чем они могли бы помочь Украине, – это деньгами, если бы они у Польши были. Но ей бы самой концы с концами свести», – отмечает авиационный эксперт.

А проект вестернизации самолета «Ан» означает, что ему надо пройти такой же дорогой, трудный и долгий путь, который в свое время прошел Sukhoi SuperJet 100. Потому что заменить российские узлы и агрегаты на европейские означает практически создать самолет с нуля, которому надо будет еще пройти сертификацию.

Для примера: только испытания и сертификация российского самолета SSJ 100 заняли четыре года (с 2008 по 2011 годы). Вложения в этот проект от начала разработки до коммерческого полета в 2011 году оцениваются в 7 млрд долларов, чуть ли не половину из которых предоставило государство. У Киева таких денег нет, у потенциального партнера – Польши – тоже. О других желающих инвестировать в украинский «Антонов» и в вестернизацию семейства «Ан» – ничего не слышно.

«Если говорить о производстве гражданских реактивных лайнеров, то тут положение «Антонова» не столь стабильное, как на рынке турбовинтовых самолетов. Основным заказчиком на сегодняшний день является Россия, перед которой «Антонов» уже выполнил значительную часть заказов. На мировой рынок, где главенствуют европейский Airbus и американский Boeing, «Антонову» будет крайне тяжело выйти.

Даже при поддержке со стороны Европы и США «Антонову» не светит отнять у этих титанов значительную долю рынка, уверен Дмитрий Лепешкин. При этом Европа и США желания помогать украинскому авиастроению не проявляют.

А перевод самолетов на европейские комплектующие снова крайне невыгоден самой Украине. «Если основные узлы и даже двигатели будут иностранного производства, то, по сути, речь идет о крупноузловой сборке, а не о полноценном производстве», – отмечает эксперт. Не говоря уже о том, что рост доли импорта сделает себестоимость производства на Украине высокой, и конечный продукт потеряет свою конкурентоспособность. Между тем при финансовой поддержке «Антонову» самому под силу наладить производство полного цикла самолетов на собственных мощностях с минимальной долей импорта, отмечает Лепешкин.

Однако все анонсируемые сделки преследуют ровно обратные цели. А это значит лишь одно – они крайне невыгодны стране. Киев в прямом смысле продает компетенции Украины как одной из авиастроительных держав благодаря легендарному конструктору Антонову. В конце концов она просто лишится этого звания.

 

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?