Египет выбрал четыре крупных иностранных поставщика СПГ, с которыми в ближайшее время планируют подписать окончательное соглашение. В их числе и российский Газпром, особо обратил внимание руководитель египетской холдинговой газовой компании EGAS Халед Абдель Бади.
С делегацией Газпрома будет обсуждаться объем газа, необходимый стране не только на два года, а сразу до 2020 года
Эти четыре компании выиграли объявленный Египтом в октябре 2014 года тендер на поставку более 14,1 млн кубометров СПГ общей стоимостью 2,2 млрд долларов. Всего в тендере принимало участие семь компаний. С четырьмя победителями будет заключен единый договор, цель которого – «покрытие части энергетических потребностей» страны. Контракт предполагает отправку в Египет 74 партий (танкеров) СПГ в течение двух лет.
Первые танкеры должны отправиться в арабскую республику уже в апреле, после запланированного на конец марта введения в эксплуатацию первого блока плавучего СПГ-терминала. Он сейчас строится норвежской компанией Hoegh LNG. Соответствующий контракт на его установку на Красном море в порту Айн-Сохна был заключен осенью 2014 года.
Делегация российской компании прибыла в Египет накануне. И, судя по всему, с Газпромом Египет намерен построить более тесные и долгосрочные газовые отношения. Потому что, как говорит Бади, с делегацией Газпрома будет обсуждаться объем газа, необходимый стране не только на два года, а сразу до 2020 года, передает Reuters. Речь идет о поставках семи партий (танкеров) СПГ ежегодно в течение шести лет (объем партий не уточняется).
«Проходят интенсивные встречи с российской делегацией, на которых обсуждается количество партий, по которым можно заключить контракт, сроки их поставки, цены и ряд технических вопросов», – рассказал Бади изданию «Аль-Масри аль-Яум». По его словам, окончательный договор с российской корпорацией должен быть подписан на этой неделе. «Технические переговоры требуют определенного времени на их завершение, и сейчас египетская и российская стороны стремятся закончить их, как только это будет возможно», – резюмировал Бади.
Еще несколько лет назад Европа всерьез рассматривала Египет как потенциального поставщика газа, как конкурента Газпрома на своем рынке. Арабская страна активно развивала свою добычу в Средиземном море, построила с целью экспорта несколько заводов для сжижения природного газа. Однако в одночасье ситуация изменилась кардинальным образом. Объемы добычи Египтом резко упали, а объемы потребления в самой стране возросли. Поэтому теперь сам Египет катастрофически нуждается в дополнительном импортном газе, и ни о каком экспорте и речи быть не может. Поэтому для Египта подобные контракты на импорт СПГ являются сейчас острой необходимостью.
Изначально были планы поставлять в Египет газ с завода «Балтийский СПГ», который планируется запустить в 2018 году. Однако Каиру голубое топливо нужно уже сегодня. «Сейчас прямые поставки СПГ в Египет возможны только с завода «Сахалин-2», но это невыгодно и неудобно с точки зрения транспортировки. Поэтому, учитывая, что поставки газа в Египет должны начаться уже в этом году, вероятно, речь идет о своповых поставках», – говорит Анна Кокорева из «Альпари».
Как объясняют в Фонде национальной энергетической безопасности, участником сделки с Египтом с российской стороны выступает дочерняя компания Газпрома, которая занимается трейдингом СПГ. Газпромовский трейдер будет закупать СПГ у разных производителей и затем перепродавать его в арабскую республику.
Для Газпрома развитие отношений с Каиром не менее важно как с экономической, так и с политической точек зрения. У российской компании имеется четыре СПГ-проекта, три из которых находятся в инвестиционной стадии или в стадии обоснования инвестиций. Дело в том, что зафрахтовать мощности надо еще на стадии обоснования инвестиций. «Наличие покупателей повышает инвестиционную привлекательность заводов. Поэтому для Газпрома важно заключить долгосрочные контракты на поставку СПГ, в принципе, с любой страной, не только с Египтом», – говорит Кокорева.
Сейчас Газпром поставляет СПГ более чем в десять стран – Японию, Корею, Китай, Индию, Тайвань, Великобританию, США, Кувейт, ОАЭ, Мексику и другие. Поставки в Египет позволят Газпрому расширить долю на рынке, к чему стремится российская корпорация.
Подобные контракты с Египтом становятся еще более актуальными в условиях санкций. «Для корпорации важна диверсификация между поставками в страны, которые поддерживают санкции, и между теми, кто их не поддерживает. Нет гарантии, что США, Великобритания и Япония не откажутся от поставок СПГ со стороны Газпрома в рамках санкций», – говорит Анна Кокорева.
Наконец, для Газпрома развитие отношений с Египтом – это еще одна возможность снизить зависимость от поставок в Европу, указывает Андрей Люшин из «Локо-Банка». Пока объемы поставок будут, может быть, и невелики, но потребление газа в Египте стремительно растет, а значит, у Газпрома есть потенциал для наращивания поставок. Кроме того, в будущем он сможет поставлять не сторонний, а собственный СПГ.
«В этом есть и политический смысл, Египет заинтересован в развитии отношений с Россией, которая в последний год ведет активную внешнюю политику», – считает Люшин.
Неудивительно, что вслед за развитием газовых отношений между двумя странами Россия и Египет начинают более тесные контакты во всех сферах. В среду Кремль сообщил, что 9–10 февраля Египет посетит президент России Владимир Путин. «В ходе предстоящих переговоров на высшем уровне планируется обсудить перспективы дальнейшего развития всего комплекса российско-египетских отношений, в том числе в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Предполагается также обмен мнениями о ситуации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, прежде всего в Ираке, Сирии, Ливии, и в палестино-израильском урегулировании», – говорится в сообщении.
Напомним, что в августе прошлого года новый президент Египта ас-Сиси нанес свой первый визит вне арабского мира именно в Москву. Это стало первым вестником оживления не только экономических контактов, но и нового вектора политических отношений: Каир решил восстанавливать традиционно дружеские отношения с Москвой.
Посол Египта в РФ Мухаммед Эль-Бадри также говорил, что Египет хотел бы присоединиться к переговорам о создании зоны свободной торговли между Египтом и Евразийским экономическим союзом. Причем Москва и Каир рассматривают даже предложения о переходе на расчеты в рублях. Поэтому нынешний торговый оборот между Египтом и Россией в 3 млрд долларов может в скором времени увеличиться. Особенно на это рассчитывает Каир, потому что египетский экспорт составляет лишь 250 тыс. долларов из общего объема, в основном Россия поставляет в Египет свои товары, в первую очередь зерно.