В подписанном накануне постановлении российского правительства, которое предусматривает запрет на госзакупки автомашин и техники иностранного производства, Россия учла интересы своего партнера по Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу, заявил премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович.
Для Белоруссии поставки техники и автомобилей составляют треть всей экспортной выручки от торговли с Россией, это очень важная статья для союзной республики
Белорусские предприятия смогут поставлять технику для государственных и муниципальных нужд РФ без ограничений, уверил его заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович.
В свою очередь Мясникович пообещал выдержать все сроки по главным интеграционным промышленным проектам двух стран. Белоруссия старается выполнять все взятые на себя обязательства, подчеркнул он.
Таким образом Россия оказывает серьезную поддержку своему торговому партнеру, что особенно важно теперь, когда Украина отворачивается и от Москвы, и от Минска в надежде заполонить свой рынок исключительно европейскими товарами взамен как собственным, так и белорусским, и российским.
Этот пример ярко демонстрирует, что Белоруссия, в отличие от Украины, сделала правильный выбор. «Западные партнеры и либералы очень любят говорить, что они за свободный рынок, что они дают партнерам заработать. Однако на самом деле навязывают очень жесткие по политическим и экономическим требованиям кредиты, которые просто проедаются, – говорит газете ВЗГЛЯД директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. – В итоге Запад руками МВФ и своих советников переформатирует национальные экономики в интересах своих компаний. Западу нужны бесправная рабочая сила для своих стран и новый рынок сбыта. Этот путь выбрала Украина».
А Белоруссия выбрала иной – путь евразийской интеграции, создание единой экономики с Россией и Казахстаном, что предполагает равенство всех членов на рынках всех трех стран. «Здесь не должно быть никаких преференций, в том числе и по линии российских госзакупок. В этом отношении Путин, в отличие от МВФ, выступает как настоящий либерал и рыночник», – говорит Разуваев.#{ussr}
Для Белоруссии поставки техники и автомобилей составляют треть всей экспортной выручки от торговли с Россией, это очень важная статья для союзной республики, отмечает директор филиальной сети QB Finance Владимир Пахомов.
Однако в последнее время экспорт этой продукции в Россию падал. Так, в первом квартале поставки белорусской техники и автомобилей в Россию снизились на 11% и составили 1,1 млрд долларов. «Поэтому участие в тендерах на равных должно помочь белорусам частично компенсировать этот спад, пусть и не совсем рыночным путем», – говорит Пахомов. Он не исключает, что для Минска выделят некую квоту в поставках, чтобы поддержать испытывающего экономические трудности партнера.
В этом году белорусские компании получат дополнительную выручку в 3–5 млрд долларов от выхода на российский рынок, посчитал Разуваев. Для Белоруссии это очень хорошая прибавка.
В постановлении правительства, которое запрещает иностранцам участвовать в госзакупках, речь идет не только о легковых автомобилях, которые государство приобретает для депутатов и чиновников. Речь также об общественном транспорте и специальной технике для коммунальных служб. Потери от такого запрета для Белоруссии были бы катастрофичны. Тогда как приравнивание белорусской техники к российской по конкретным российским компаниям ударить не должно.
«Резкого всплеска импорта белорусской техники в Россию ждать не стоит. По сути, ограничений для белорусских товаров не существовало. Ограничив доступ для иностранцев, Россия лишь не стала распространять их на союзное государство. Во многом благодаря союзному государству и отсутствию таможни между нашими странами сильные белорусские предприятия уже давно работают через свои торговые дома на территории России. Никаких трудностей по выходу на рынок госзаказа у них и так не было», – объясняет глава правового комитета АМПР Александр Журавлев.
Другое дело, что доля белорусской (как и российской) продукции вырастет за счет ухода иностранцев из системы госзакупок.
Кроме того, решение разрешить участие белорусских организаций в госзаказе может привести к весьма благоприятным последствиям для потребителей в том случае, если организации РФ и Белоруссии будут бороться за госзаказы с помощью улучшения конкурентных преимуществ товаров: цены, качества, сроков гарантии и прочего, считает Журавлев. Например, будет явная конкуренция между продукцией МАЗа и КамАЗа.
По некоторым машинам России даже невыгодно отказываться от продукции партнера по ТС. «В 1990-е годы, в результате непродуманных либеральных реформ, машиностроение в России было значительно разрушено, а в Белоруссии оно сохранилось, поэтому на российском рынке есть спрос на него», – отмечает Разуваев.
К примеру, практически все российские муниципальные и городские хозяйства используют тракторы и уборочную технику Минского тракторного завода под торговой маркой «Беларусь», говорит член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Эдуард Давыдов. Крупные производители белорусской техники уже давно наладили отверточную сборку на территории России (в первую очередь, в приграничных областях, в Брянской и Смоленской) и имеют сертификаты происхождения Российской Федерации.
Между тем вышеуказанное постановление не касается сельскохозяйственной техники, потому что тракторы, комбайны и т.п. не участвуют в госзакупках. И именно в этой области отмечается особо острая конкуренция между российскими и белорусскими производителями.
На этом рынке в России действует программа субсидирования сельхозтехники через «Росагролизинг»: российские производители могут продавать свою продукцию с 15%-ой скидкой, а потом государство компенсирует эту скидку. В 2014 году на реализацию этой программы государство выделит почти 2 млрд рублей.
Иностранным производителям такие субсидии не положены, в том числе белорусским. «И белорусы долго добиваются того, чтобы их впустили в эту программу», – говорит газете ВЗГЛЯД президент промышленного союза «Новое Содружество» Константин Бабкин. Потому что такие ограничения уже сильно пошатнули экспорт белорусской сельхозтехники в Россию.
Однако весной Дмитрий Медведев пообещал своему белорусскому коллеге Мясниковичу подумать над тем, чтобы включить в программу субсидирования белорусскую сельхозтехнику наравне с российской. Аргумент Минска в том, что многие комплектующие для ее техники покупаются именно в России. Например, на белорусских машинах стоят двигатели Ярославского моторного завода.
Однако пока Россия все же стоит на страже интересов местных игроков сельхозрынка. Бабкин, защищающий интересы российского Россельмаша – главного конкурента белорусских комбайнов и тракторов, считает, что «если такое решение будет все-таки принято, то это будет печально».
«Мы тоже выступает за кооперацию и за интеграцию, но рынки должны быть либо взаимно открыты, либо взаимно закрыты. То есть должны быть одинаковые условия для всех игроков. А белорусский рынок для нашей продукции, для наших комбайнов сейчас закрыт, она там не субсидируется уже много лет под разными предлогами, – объясняет Константин Бабкин. – Поэтому если Россия решит субсидировать белорусскую сельхозтехнику, то это будет некрасиво, нелогично и пойдет в ущерб нашим производителям, приведет к сокращению инвестиций и количества рабочих мест».