По данным директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, на границе скопилось 750 цистерн с бензином, которые не могут попасть к украинским потребителям. И виновато в этом новое руководство страны, которое внезапно ввело новые правила игры на топливном рынке.
Они уже просто не знают, где деньги собрать, как наполнить казну, поэтому залезли на рынок импортного бензина, не подумав
Дело в том, что с 10 июля на Украине появились новые таможенные правила для импортного топлива. Если раньше, чтобы оценить стоимость бензина, продавцы могли обратиться на выбор в одну из 100 лабораторий, то теперь оценкой позволено заниматься одной-единственной государственной лаборатории «Масма», рассказал в эфире украинского телеканала «Интер» Сергей Куюн.
Более того, отмечает он, стоимость такой экспертизы неожиданно выросла сразу в 6,5 раз: раньше она стоила около 2 тыс. гривен (160 долларов) или не стоила ничего, а сегодня за эту услугу надо отдать 13 тыс. гривен (более 1 тыс. долларов). Не говоря уже о том, что гослаборатория просто не в состоянии сделать все необходимые анализы.
Это приведет к остановке импорта, который на сегодня составляет 85% поставок бензина, и к удорожанию бензина на 8–9%, прогнозирует Куюн. А если новые таможенные правила не будут пересмотрены, то на украинском рынке нефтепродуктов настанет настоящий коллапс, уверен он.
«Учитывая колоссальную зависимость Украины от импорта бензина, эта ситуация вполне способна спровоцировать дефицит и рост цен в стране», – согласен директор по развитию бизнеса российского независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. При этом на фоне девальвации и ограничений на розничном рынке топлива бензин в этом году на Украине уже вырос в цене в полтора раза.
По подсчетам Турукалова, застрявшие на границе 750 цистерн бензина соответствуют 45 тыс. тонн товара. Украина в 2013 году потребила около 4 млн тонн бензина, что соответствует потреблению на уровне 333 тыс. тонн в месяц плюс-минус поправка на сезонность. Получается, что украинским потребителям не может поступить 13% бензина от месячного спроса. И дальше ситуация может ухудшиться, если украинские власти не решатся признать свою ошибку и вернуть прежние условия поставок.
«Где логика?»
Топливо – это стратегический товар, особенно в период войны, ведь танки, бронетехника и авиация потребляют бензин и дизтопливо в огромных количествах. Возможно, украинские власти хотели установлением госмонополии взять импортное топливо под свой контроль. «Может быть, такие попытки и есть. Но этот случай не выглядит как выполнение такой цели. Здесь нет целенаправленного желания ограничить поставки топлива в страну. Тем более что контролировать это очень сложно. Например, дизтопливо легко можно перелить из КамАЗа», – говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
Не исключено, что, убрав всех частных игроков и создав госмонополию, украинские власти попытались взять в свои руки решение проблемы качества импортного бензина, чтобы воспрепятствовать появлению некачественного топлива. «Но эта проблема сейчас не в числе приоритетных. Сейчас это такая мелочь по сравнению с тем, что происходит в стране», – удивляется Пасечник.
Поэтому, скорее всего, создание госмонополии на проведение лабораторной оценки импортного топлива и увеличение в 6,5 раз цен на эти услуги связано с плохой экономической ситуацией в стране. А украинские власти лишь нашли еще один способ переложить проблемы урезанного дефицитного бюджета на плечи своих граждан.
Это уже не впервой: государство урезало расходы бюджета на социальные выплаты, ликвидировав много различных дотаций для незащищенных категорий граждан, подняв цены на ЖКУ и т. д. Не говоря уже о том, что газовые проблемы Украина переложила на всех: на Россию (отказалась платить миллиардный долг), на ЕС (все идет к тому, что часть Европы замерзнет зимой из-за воровства транзита Киевом) и на своих же украинских потребителей (тарифы на газ растут не по дням, а промпотребителей заставляют сократить потребление).
«Они уже просто не знают, где деньги собрать, как наполнить казну, поэтому ищут уже там, где было всегда спокойно. Они залезли на рынок импортного бензина, не подумав. Ввели монополию, не подготовив необходимую инфраструктуру, да еще подняли цены на услуги по оценке топлива. Это удивительные действия. А где обоснованность шестикратного роста цены, где логика?» – удивляется Александр Пасечник.
«Создают проблемы на ровном месте. И это никак не идет на пользу простым потребителям. Есть риски топливного кризиса. А удорожание услуги, безусловно, отразится на ценниках топлива», – резюмирует Пасечник.
Отказаться от импортного бензина Украина не в состоянии. В последние годы украинские НПЗ простаивали из-за отсутствия сырья. Из-за толлинговых схем Украине выгодней покупать импортный бензин, чем производить его внутри страны. Основные поставщики нефтепродуктов – Россия и Белоруссия. Сейчас прямые поставки нефти на украинские заводы отсутствуют, поэтому большинство НПЗ страны вообще остановили производство бензина. При этом поставки на Украину белорусского бензина сокращаются. За январь – май текущего года Белоруссия поставила на Украину 418,5 тыс. тонн бензина (на 3,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Правда, сокращение может объясняться снижением потребления бензина в силу экономического и политического кризиса, снижением промышленного производства и перевозок, падением платежеспособности населения Украины и, наконец, ограничениями в виде 10 литров бензина в руки на украинских АЗС.