Президент Армении Серж Саргсян заявил о решении республики вступить в Таможенный союз и предпринять в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем – участвовать в формировании Евразийского экономического союза. Об этом говорится в совместном заявлении президентов двух стран по итогам переговоров. Российский лидер поддержал это решение и «выразил готовность российской стороны всемерно содействовать этому процессу».
Сейчас на Россию во внешнеторговом балансе Армении приходится 25,5%
В целом Армения никогда и не была против вступления в Таможенный союз. Еще в прошлом году Саргсян говорил: «Мы всегда были за любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве, Таможенный союз и Единое экономическое пространство не составляют для нас исключения. Поэтому мы сейчас очень внимательно следим за этими процессами».
Однако Армении также приходилось выбирать между евроинтеграцией и ТС. ЕС ставил страну перед выбором, Армения должна была четко определиться со своим дальнейшим курсом: либо она выберет Евросоюз, либо будет принимать участие в программах Евразийского союза. При этом одновременно развивать торговые и экономические отношения с обоими союзами невозможно, говорил глава делегации ЕС в Армении Траян Христеа. С подобным заявлением выступал также посол Германии в Армении Райнер Морел.
Однако экономическое сближение с Россией выглядит обоснованным. Сейчас на Россию во внешнеторговом балансе Армении приходится 25,5%. Товарооборот между странами в 2012 году превысил 1,2 млрд долларов, что на 22,3% больше, чем в 2011 году. Для сравнения: внешнеторговый оборот Армении со странами ЕС по итогам 2012 года вдвое меньше – лишь 578,5 млн долларов. За шесть месяцев 2013 года оборот Армении с Россией достиг 600,5 млн долларов. Накопленный объем российских капиталовложений в экономику Армении превысил 3 млрд долларов, доля российских инвестиций в экономику страны составляет 40%. В общем объеме частных трансфертов, поступающих в Армению из-за рубежа, денежные переводы из России занимают первое место, достигнув 1,44 млрд долларов в прошлом году. В Армении насчитывается около 1,3 тыс. предприятий с российским капиталом – это треть среди всех предприятий с иностранным капиталом в республике.
В конце августа премьер-министр Армении Тигран Саркисян на встрече с российским коллегой Дмитрием Медведевым подтвердил, что позиция Еревана относительно вступления в ТС «четкая, никаких сомнений нет». В свою очередь Дмитрий Медведев подчеркнул важность для России стремления Армении к интеграции в Таможенный союз. «Армения хочет в этом участвовать, и нам тоже представляется это важным, нужно только найти подобающий формат такого сотрудничества», – сказал Медведев. Тигран Саркисян подтвердил позицию Армении и добавил, что настало время решать все на техническом уровне, «какими темпами и какими шагами идти вперед».
Тем временем между правительством Армении и Газпромом шли переговоры относительно тарифов на газ. Еще в мае было объявлено о повышении цены на газ для Армении со 189 до 270 долларов за тысячу кубометров. Армяне были обеспокоены, что это приведет к росту тарифов на газ для населения. Республика утвердила новые тарифы на газ для населения в июне. В итоге стоимость газа для разных потребителей выросла на 14–18,2%.
Чтобы избежать социального напряжения, правительство пообещало субсидировать 30% от стоимости газа. Такое обещание правительство республики могло выполнить только за счет кредитных средств, указывали местные экономисты.
Однако министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян вскоре заявил, что правительство пытается вовлечь в процесс субсидирования российскую сторону, так как ей принадлежат 80% компании «АрмРосгазпром». Начались переговоры с Газпромом. Причем на них обсуждались не только вопросы ценообразования российского газа для потребителей Армении, но и возможность увеличения доли Газпрома в компании «АрмРосгазпром» с нынешних 80% до 100%. Эта компания является посредником между Газпромом и конечным потребителем в республике.
Интересно, что окончательное решение о вступлении в ТС Армения озвучила почти сразу после того, как положительно завершились переговоры между Арменией и Россией по вопросу субсидирования возросших тарифов на газ. Мовсисян еще 29 августа заявил, что «Армения точно получит деньги», а 3 сентября это подтвердили президенты двух стран в совместном заявлении. «Достигнута договоренность по вопросам поставок энергоносителей из России в Армению», – сообщается в документе.
«Армения давно выражала готовность вступить в Таможенный союз. Это и политический, и экономический союзник России. Да и сама армянская экономика находится в печальном состоянии, а попытки восстановить производство не удаются», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Но для вступления Армении в ТС есть одно главное препятствие – это отсутствие общих границ со странами – членами ТС. Это главная причина, почему Армения до сих пор не вступила в ТС. Ее не надо было уговаривать, как Украину, но возникал вопрос: а зачем? Какой смысл в таком союзе?» – отмечает эксперт.
Причем еще в прошлом году в Армении об этом препятствии помнили. Премьер-министр Тигран Саркисян сам прошлой весной говорил о бессмысленности данной инициативы, поскольку, по его словам, в мировой практике нет такого примера, чтобы страна, не имея общей границы с рядом других стран, входила бы с ними в Таможенный союз.
«Смысл Таможенного союза в том, чтобы обмен товарами осуществлялся без таможенного досмотра. В случае с Арменией это невозможно, потому что необходимо проходить через территорию соседнего государства и дважды осуществлять растаможку. Это делает бессмысленной всю процедуру облегчения растаможки для хозяйствующих субъектов. Взамен мы получили бы только проблемы, связанные с повышением таможенных пошлин и налогов», – объяснял Саркисян.
«Если сейчас Армения закрыла глаза на это, то это подтверждает предположение, что России надо было с помощью Еревана показать положительный пример для Украины – как проблема цены на газ решается благодаря вступлению в ТС», – считает Симонов.
«В контексте решения Киевом вопроса о подписании соглашения об ассоциации с ЕС, для России главная задача сейчас – убедить Украину вступить в ТС», – говорит эксперт. Если Украина подпишет в ноябре этого года соглашение об ассоциации с ЕС (а это крайний срок, поставленный ЕС), то вхождению Киева в ТС не бывать.
«Традиционно успешным примером была Белоруссия. Когда Лукашенко отдал Белтрансгаз, Белоруссия стала получать газ по цене российского газа плюс транспортировка, что существенно ниже стоимости газа для Украины. Но карты смешал арест главы Уралкалия, и сейчас непонятно, что будет в отношениях двух стран, поэтому Белоруссию как историю успеха рассматривать сложно. Поэтому Россия захотела показать успешный пример на Армении», – полагает собеседник газеты ВЗГЛЯД.