Первый энергоблок АЭС «Бушер» мощностью 1000 МВт передан иранскому заказчику, заявил глава Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Али Акбар Салехи. В течение следующих двух лет – это гарантийный срок эксплуатации – на ней еще будут работать российские специалисты. Они будут консультировать персонал станции и оказывать техническую поддержку.
В ближайшем будущем мы станем свидетелями строительства второго блока АЭС в Бушере
На самом деле физический пуск АЭС «Бушер» произошел еще 21 августа 2010 года. Под контролем инспекторов МАГАТЭ в реакторное отделение АЭС «Бушер» было доставлено свежее ядерное топливо. А в мае 2011 года энергоблок мощностью 1000 мегаватт был выведен на минимально контролируемый уровень мощности. В июле этого года первый блок АЭС заработал на полную мощность, однако несколько месяцев потребовалось для проведения испытаний. Только после этого состоялась официальная передача объекта заказчику.
Тегеран надеется, что уже в ближайшее время начнутся работы по строительству второго энергоблока также мощностью 1000 мегаватт. По словам Салехи, в переговорах с Россией по этому вопросу заметно продвижение.
«На последнем заседании межправкомиссии Ирана и России по экономическим вопросам стороны пришли к соглашению о строительстве новых АЭС», – заявил Али Акбар Салехи. «Народ Ирана ждал ввода в эксплуатацию АЭС в Бушере 37 лет, и сегодня он достиг желаемого», – отметил Салехи, добавив: «В ближайшем будущем мы станем свидетелями строительства второго блока АЭС в Бушере».
При этом в планах Ирана строительство трех новых блоков: двух в ближайшей перспективе, одного – в отдаленной. Местность в Бушере позволяет построить там все четыре энергоблока по 1000 мегаватт каждый. Однако площадки под эти блоки предстоит согласовать с МАГАТЭ.
В начале сентября в МАГАТЭ выразили недовольство сотрудничеством Ирана, напомнив, что по решению совета управляющих МАГАТЭ Иран должен «немедленно» заключить и имплементировать соглашение о порядке доступа к информации по ядерной программе. В МАГАТЭ обеспокоены тем, что Иран вплотную подошел к испытанию 1000 новых центрифуг, уже установленных и смонтированных для обогащения урана. Очередной раунд переговоров агентства с Ираном пройдет 27 сентября.
Ближневосточный долгострой
Это первая АЭС на Ближнем Востоке и самый знаменитый долгострой в этом регионе. Начали строить эту станцию еще в 1974 году, причем исполнителем заказа была компания Siemens – подразделение немецкого концерна Kraftwerk Union A.G. Однако завершать строительство пришлось российскому ЗАО «Атомстройэкспорт».
Строительство было заморожено в 1980 году, так как правительство ФРГ присоединилось к санкциям США, введенным против Ирана после Исламской революции 1979 года.
И только спустя 12 лет (в августе 1992 года) проект начал обретать новую жизнь: было подписано соглашение между правительствами России и Ирана о продолжении строительства законсервированной АЭС. Правда, контракт подписали только в январе 1995 года, а фактическое строительство начали лишь в 1998 году.
В Росатоме называют иранскую АЭС уникальной, не имеющей аналогов в мире, потому что пришлось интегрировать российское оборудование в строительную часть, выполненную по немецкому проекту, плюс применить около 12 тыс. тонн немецкого оборудования.
Российские специалисты придумали и применили целый ряд оригинальных технических идей и ноу-хау, для того чтобы адаптировать российские технологии к уже имеющимся на площадке мощностям. К примеру, чтобы установить российский реактор ВВЭР, пришлось осуществлять перепланировку реакторного отделения.
Риски
В целом на Западе может появиться негативная реакция на возможное строительство новых энергоблоков АЭС «Бушер» при участии России, считают эксперты. Тем более что США по-прежнему подозревают Иран в желании создать ядерное оружие, поэтому добиваются ужесточения режима санкций ООН, а также ужесточают собственные односторонние санкции.
Однако проблем с МАГАТЭ у России и Ирана возникнуть не должно, считают эксперты, опрошенные РИА «Новости». Тем более что Россия всегда выполняет договоры, действующие в организации. Кроме того, использовать для создания ядерного оружия топливо из первого блока АЭС, который уже работает, практически невозможно или как минимум крайне сложно и дорого. Такое по силам разве что России и США. Хотя какие следующие энергоблоки могут быть поставлены в Иране, пока неизвестно.
Для России участие в строительстве других блоков АЭС в Иране, конечно, выгодно с коммерческой точки зрения. Россия является лидером в атомной энергетике и строит АЭС во многих зарубежных странах, в частности в Турции, Китае, Индии и Белоруссии.
Если Россия откажется от проекта, то этот лакомый кусок может отхватить Китай, который не прочь расширить свое коммерческое влияние в Иране. Однако есть риски из-за имеющихся санкций в отношении Тегерана.
Сейчас не самое лучшее время для экономического взаимодействия с Ираном, потому что страна находится в очень сложном финансовом положении, недополучая от 40 до 50 млрд долларов в год за непродажу части своей нефти в результате санкций, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Владимир Сажин, передает РИА «Новости».
Кроме того, международные банковские операции с Ираном стали невозможны после того, как в 2012 году банковская система SWIFT прекратила работу с иранскими банками. «Даже если Иран найдет деньги, как они эти деньги будут переправлять официально? Многие страны сейчас задолжали Ирану, например Индия, Китай, и они не могут перевести эти деньги в Иран обычным способом», – напоминает Сажин.
Впрочем, Россия уже имела опыт возникновения финансовых проблем при строительстве первого энергоблока. В конце 2000-х годов Росатом вынужден был сдвинуть сроки запуска иранской АЭС из-за задержек финансирования иранской стороной. Появлялись даже слухи о том, что якобы Россия достроит атомную электростанцию в Бушере лишь в случае выполнения Тегераном резолюции СБ ООН, требующей от него приостановить работы по обогащению урана.