Украина получила уведомление от Федеральной таможенной службы России о возвращении с сегодняшнего дня к обычному режиму растаможивания украинских товаров. Дополнительные процедуры таможенного контроля по отношению к украинским товарам не применяются, сообщили в пресс-службе украинского министерства доходов и сборов. Сторонам удалось договориться в ходе переговоров накануне. Правда, в ФТС РФ пока не комментируют эту информацию.
Месяц назад шансы на подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС были гораздо выше 50% и доходили до 90%. Но сейчас, мне кажется, шансы снижены
История торговой мини-войны с Украиной закончилась победой России. А началась она в среду на прошлой неделе, когда ФТС России усилила контроль за украинскими грузами на границе с РФ. В Федерации работодателей Украины (ФРУ) забили тревогу, что все без исключения украинские экспортеры были добавлены в профили риска системы управления рисками ФТС РФ. «По сути, речь идет о полной остановке украинского экспорта на неопределенное время», – заявляли в ФРУ.
В ФРУ посчитали, что потери Украины от блокировки товаров составят 2–2,5 млрд долларов только во втором полугодии, а это целых 1,5% ВВП страны. За январь-май 2013 года объем экспорта с Украины в Россию составил 6,4 млрд долларов. Это 23,7% всего украинского экспорта и 8,8% российского импорта. В основном это вагоны, черные металлы и изделия из них.
При этом в российском таможенном ведомстве предпочли хранить молчание. Только через несколько дней глава ФТС России Андрей Бельянинов объяснил, что случилось. По его словам, таможня в течение полутора месяцев проводит работу по упорядочению грузов, которые пересекают границу двух стран. «Мы периодически издавали так называемые профили риска по отдельным группам товаров, которые вызывали у нас определенные опасения, связанные с недостоверным декларированием», – пояснил он.
При этом он уверенно заявил, что ФТС не нарушала никаких международных обязательств, ограничивая ввоз товаров с Украины, а лишь стояла на страже экономических интересов России.
В свою очередь, в правительстве РФ заявили, что решение об остановке импорта с Украины принималось Таможенной службой, на уровне кабинета министров никаких решений не было.
Через два дня после закрытия доступа украинских товаров в Россию, 16 августа, состоялся телефонный разговор Владимира Путина с президентом Украины Виктором Януковичем, в ходе которого они обсудили проблемы с оформлением грузов на российско-украинской границе.
Тем временем в Киеве прошли акции протеста, участники которых для наглядности сожгли плитку «Русского» шоколада и упаковку чая у входа в посольство.
Украина выразила надежду, что ситуация разрешится в понедельник, 19 августа, в противном случае, пригрозил Киев, страна может обратиться в ВТО для решения спора.
Несмотря на все это, Украина решила не вводить ограничения на ввоз российских товаров в качестве ответной меры на действия российской таможни. И это было правильное и дальновидное решение, отмечали эксперты. У Украины нет таких возможностей, как у России, хотя бы потому, что львиную долю импорта из РФ занимают энергоресурсы, отказаться от которых смертельно опасно для Украины.
И в целом, такая стратегия привела бы лишь к торговой изоляции страны, а ответные меры Украины стали бы лишь уколом для России, не более. По словам экспертов, Украина продает товара в Россию на 25% своего ВВП, тогда как Россия поставляет на Украину своей продукции лишь на 5–7%, где значительная часть приходится на энергоресурсы.
В итоге до ВТО дело не дошло, препоны сняты, а Россия показала то, что хотела. А цель не только политическая, но и экономическая. Ее раскрыл в выходные советник президента Сергей Глазьев. По его словам, проверки украинских экспортеров были профилактическими. Эти меры нужны были для подготовки России к возможному ужесточению таможенного администрирования, если Украина подпишет соглашение об ассоциации с Евросоюзом, которое включает в себя и соглашение о зоне свободной торговли. ЕС поставил Киеву срок – подписать его в ноябре этого года.
Глазьев объяснил, что в случае подписания Украиной этого соглашения возрастут риски реимпорта иностранных товаров под видом украинских. Потому что большинство украинских товаров ввозятся в Россию беспошлинно. При этом в соглашении об ассоциации с ЕС прописан пункт о том, что Украина обязуется пропускать европейские товары практически без досмотра, то есть без уплаты пошлины и ветеринарно-санитарных проверок.
«На украинском рынке появится огромное количество европейских, турецких и прочих товаров, которые потом будут перетекать к нам. Поэтому мы в первую очередь опасаемся реимпорта», – отметил советник президента, добавив, что уже сейчас зафиксировано большое количество неукраинского мяса, сыров и других товаров, проходящих через границу.
Уже сейчас можно сказать, что Россия добилась того, чего хотела. «Месяц назад шансы на подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС были гораздо выше 50% и доходили до 90%. Но сейчас, мне кажется, шансы снижены. Они остаются высокими – более 50%, но точно не находятся на уровне 90%», – считает исполнительный директор международного фонда Блейзера (Киев) Олег Устенко.
«Москва показала Киеву, что возможны проблемы у украинских экспортеров в случае подписания им соглашения об ассоциации с ЕС, а в большей степени – соглашения о зоне свободной торговли с ЕС в рамках соглашения об ассоциации. Причем проблемы на пути продвижения товаров не только на территорию РФ, но и всего ТС», – указывает экономист причины происходящего.
Вторая цель была в том, чтобы показать, что Россия может применять такие дискриминационные меры, несмотря на членство в ВТО. «Такая ситуация не является новшеством. Подобные ограничения возникают даже в рамках таможенных союзов в более развитых странах. ЕС как таможенный союз не исключение. Недавние события: Франция ограничила ввоз немецких автомобилей Mercedes к себе на территорию, хотя подобные барьеры на территории ТС кажутся совсем недопустимыми», – напоминает экономист.
«Как и прогнозировалось, конфликт оказался незатяжным. Уроки из него вынесли все стороны. Москва продемонстрировала силу и поняла, что урок дан, и Киев начал серьезно задумываться. Теперь Украина, скорее всего, более скрупулезно подойдет к изучению рисков, связанных с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС, и к урегулированию ситуации с ТС», – считает эксперт.
«У Украины появился новый повод для размышления. К сожалению, в критический момент, когда принимать решения крайне сложно. С одной стороны, дедлайн, установленный ЕС – ноябрьский саммит, остается фактически только сентябрь и октябрь для принятия решения. С другой, все это накладывается на политическую ситуацию на Украине, которая и так накалена. Нельзя сказать, что абсолютно экономическое решение будет приниматься с холодной головой. Вопросы о ЕС и ТС уже сейчас остро поднимаются внутри Украины, это чувствительный вопрос, который рискует расколоть не только политические элиты внутри страны, но и общество», – прогнозирует собеседник газеты ВЗГЛЯД.