Экономика

13 мая 2013, 14:13

Китайские компании тайно захватывают авторынок США

Фото: Reuters

Автомобильная промышленность США, несколько лет назад столкнувшаяся с приходом японских компаний, отхвативших себе изрядную долю рынка, теперь подвергается другому испытанию. Китайские автомобильные компании развернули настоящее наступление, не привлекая к себе внимания.

Десятки китайских компаний открывают свои офисы в Детройте, некогда процветающей автомобильной столице США, вкладывая деньги в любой бизнес: от продажи ремней безопасности до разработки новых технологий.

Китайцы отстали от японских автопроизводителей, которые высадились на нашем берегу 30 лет назад

Они охотятся за талантливыми разработчиками и дизайнерами, нанимая их в желании получить доступ к технологиям, которые могли бы пригодиться для производства собственных автомобилей. В свою очередь эти автомобили должны будут продаваться на американском рынке. «Китайцы отстали от японских автопроизводителей, которые высадились на нашем берегу 30 лет назад, – отмечает основатель Центра транспортных исследований в Мичигане Дэвид Коул. – Им не хватает ноу-хау, и они пришли сюда за этим». Причем китайские компании действуют тихо, без помпы. Таким образом они пытаются избежать неприятия, с которым столкнулись японские автопроизводители Toyota и Honda в 1980-х годах, когда неожиданный наплыв иностранных машин и их конкуренция с General Motors, Ford и Chrysler воспринимались как покушение на рабочие места для американцев.

В отличие от японских компаний, китайцы стараются не светиться. В прошлом году крупнейшая китайская компания Shanghai Automotive Industries открыла новые офисы в пригороде Детройта, не устраивая вокруг этого никакой шумихи, что в нынешнее время погони за медийностью выглядит крайне необычно.

Но деятельность китайских компаний все же не осталась незамеченной президентской администрацией. В прошлом году США подали жалобу в ВТО, утверждая, что китайское правительство незаконно субсидирует производство некоторых автокомпонентов, поставляемых в США. В прошлом году Китай экспортировал в США товаров, связанных с автомобилями, на сумму около 13 млрд долларов.

А между тем китайское население Детройта растет, около 50 тыс. китайцев, работающих в китайских компаниях, а также в General Motors или Ford Motor Company, живут в пригороде. Детройтская китайская бизнес-ассоциация насчитывает около 100 компаний, большая часть которых работает в автомобильной отрасли, пишет The New York Times.

Китайский автомобильный бизнес в Детройте обрастает и сопутствующими компаниями: юридическими конторами, консультантами, бухгалтерскими фирмами. Влияние китайцев на местную экономику постепенно растет, хотя аналитики отрасли не представляют, сколько точно сейчас в США работает китайских фирм, связанных так или иначе с авторынком. «Мы попросту не знаем, как много их», – говорит Дэвид Анреа, представитель Ассоциации поставщиков оборудования, торговой организации автопроизводителей США.

Несмотря на меры предосторожности, которые принимают китайские компании, пытаясь не вызвать лишних разговоров, реакция на их деятельность в США негативная. В прошлом году китайская компания Wanxiang купила обанкротившегося местного производителя аккумуляторов A123 Systems. Партия республиканцев резко высказалась против этой сделки, утверждая, что технологии американской компании могут быть использованы в военной промышленности КНР. Правда, сделка все равно была одобрена властями.

«Я не был удивлен, увидев негативную реакцию, – сказал президент американского подразделения Wanxiang Пин Ни. – Реальность такова, что мы растем здесь, как большое дерево из маленького семечка, и мы не сможем избежать подобной реакции».

Он добавил, что при покупке A123 управленческие кадры не были уволены, а на заводе продолжают трудиться тысячи американских рабочих. «Мы действуем и существуем так же, как и любая американская компания. В конце концов, это же вопрос денег», – добавляет Пин Ни.

Но, несмотря на такие заявления со стороны китайских бизнесменов, обосновавшихся на американской земле, представители автомобильной отрасли США опасаются того дня, когда китайские автомобили всерьез начнут конкурировать на рынке. «У китайцев полно денег, и они действуют быстро. Скоро мы увидим, как их станет намного больше здесь», – предупреждает Дэвид Коул.

Отношение же России к китайскому автопрому было выражено еще несколько лет назад и в достаточно жесткой форме. В 2007 году калининградский «Автотор» начал собирать на своих мощностях китайские автомобили Chery Amulet. Предприятие располагалось в особой экономической зоне, поэтому автозавод имел налоговые и таможенные льготы. Благодаря этому компания Chery смогла продавать в России модель Amulet по очень привлекательной цене.

Эти машины стали разлетаться как горячие пирожки. Из-за своей низкой цены они перетягивали на себя традиционных клиентов АвтоВАЗа. Да и иностранные автоконцерны, которые стали в это время вкладывать большие инвестиции в местные заводы, тоже были не рады такому сильному конкуренту. В итоге под давлением автомобильного лобби, которое обратилось к высшим руководителям страны с обвинением в дискриминации со стороны «Автотора», производство Chery в Калининграде прикрыли.

Планы по созданию завода в России на 50 тыс. автомобилей в год строила когда-то и китайская Great Wall. Однако промсоглашение с этой компанией Минпромторг подписывать не стал. В этой ситуации власти не только защищали АвтоВАЗ и не хотели пускать в Россию машины невысокого качества, но и в целом выказывали недоверие к тому, что китайцы выполнят заявленные в своих проектах инвестиции. Тем не менее, китайские компании не оставляют попыток попасть на российский рынок. Этим летом в России могут начать продаваться китайские седаны Geely, собранные в Белоруссии, стоимостью всего 13 тыс. долларов. Официальная Москва выступает решительно против этого.

Текст: Дмитрий Муравьев

Вам может быть интересно

Кремль объяснил необходимость ядерных учений
Темы дня

Россия преодолела критическую зависимость от западных газовых турбин

Россия преодолела зависимость от газовых турбин большой мощности Siemens и General Electric, заявил глава Ростеха Сергей Чемезов. И Россия, в отличие от Ирана, сделала это благодаря собственным мозгам и технологиям. Первая серийная турбина будет установлена на электростанцию на Таманском полуострове. Как Россия вообще оказалась в такой критической зависимости от западных турбин?

Русский мэр-русофоб зачищает Таллин от всего русского

Новые власти Таллина, отстранив прежнего мэра, начали наводить в городе свои порядки, старательно выкорчевывая из него все русское или связанное с Россией. Политика действующего градоначальника Евгения Осиновского показывает, что для него нет вообще ничего святого.

Военный эксперт назвал учения с тактическим ядерным оружием четким сигналом Западу

Арсен Аваков объявлен в розыск в России

Боррель предложил производить оружие на Украине

Новости

УВЗ отправил в войска два эшелона танков

«Уралвагонзавод» (в составе концерна УВЗ входит в Ростех) отправил эшелоны танков Т-90М «Прорыв» и Т-72Б3М в Министерство обороны России, сообщили в пресс-службе концерна.

ВСУ безуспешно попытались вернуть позиции в районе Сватово

Подразделения ВСУ в минувшие выходные безуспешно попытались вернуть ранее утраченные позиции в районе Сватова ЛНР, силы России отбили атаки противника и заняли более выгодные рубежи, заявил военный эксперт Андрей Марочко.

Российский снайпер рассказал о ликвидации украинского военного в каске СС

Один из самых эффективных российских снайперов в зоне спецоперации рассказал о ликвидации украинского военнослужащего, носившего немецкую каску времен войны с эмблемой СС.

Французский Иностранный легион понес первые потери на Украине

Информацию о прибытии легионеров на Украину подтвердили военкоры, участники подполья и военные эксперты. По их данным, французские солдаты, набранные из 3-го пехотного полка Иностранного легиона, были развернуты в поддержку 54-й отдельной механизированной бригады ВСУ в Славянске.

При атаке дронов в Белгородской области погибли семь человек

Число погибших в результате атаки БПЛА ВСУ на машины ГК «Агро-Белогорье» в Белгородской области возросло до семи, сообщили в пресс-службе группы компаний «Агро-Белогорье».

Обвиняемый во взятке замминистра Иванов попросил о домашнем аресте

Адвокаты обвиняемого в получении взятки заместителя министра обороны Тимура Иванова просят Мосгорсуд отменить решение о заключении под стражу и перевести своего подзащитного под домашний арест. Аппеляционная жалоба будет рассмотрена 8 мая.

Минобороны начало подготовку к учениям с тактическим ядерным оружием

Генштаб России по поручению Верховного главнокомандующего, президента России Владимира Путина начал подготовку к проведению учения с ракетными соединениями Южного округа с привлечением авиации и сил ВМФ, заявили в Минобороны.

В Кремле объяснили объявление в розыск украинских политиков

МВД объявило в розыск украинских политиков – нынешнего президента Владимира Зеленского и экс-президента Петра Порошенко – в рамках расследований преступлений киевского режима, сообщил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.

ФСБ рассекретила признания адъютанта Гитлера о вкладе СССР в разгром нацизма

Федеральная служба безопасности России рассекретила документы из следственного дела бывшего личного адъютанта Адольфа Гитлера Отто Гюнше, в которых он признает решающую роль СССР в разгроме нацизма.

В СВР заявили об активизации усилий США по поиску альтернативы Зеленскому

США активизировали усилия по поиску альтернативы президенту Украины Владимиру Зеленскому, сообщило пресс-бюро Службы внешней разведки (СВР) России.

Киселев потребовал расследовать убийство военкора Бентли

Генеральный директор медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселев заявил, что убийство корреспондента агентства Sputnik Рассела Бентли должно быть расследовано, а виновные – наказаны.

Власти Грузии указали на желание радикалов увидеть жертвы по примеру «майдана»

Протестующие в Тбилиси против законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» радикалы «фактически анонсируют» жертвы по примеру «майдана», заявила депутат от «Грузинской мечты» Нино Цилосани, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?