Глава МЭР Андрей Белоусов в минувшую пятницу заявил, что Россия может войти в рецессию уже этой осенью, если государство не начнет предпринимать специальных мер по стимулированию экономики. Он стал первым чиновником, который заговорил о предстоящем наступлении второй волны кризиса.
Договорились до того, что Россия вступила в стадию рецессии, и начнутся еще какие-то ужасные последствия. На самом деле никакой рецессии нет
Однако другие российские экономисты поспешили успокоить тех, кто слишком близко воспринял слова Белоусова. Так, глава Сбербанка Герман Греф в кулуарах форума Сбербанка «Россия 2013» заявил: «Рецессии я не ожидаю. Рецессия по формальным признакам – это отсутствие роста два квартала подряд. Я не думаю, что это реально. А низкие темпы роста – это уже реальность».
Для стимулирования роста он предлагает ЦБ снизить ставки, поскольку нет серьезной инфляционной угрозы, а также ожидает от правительства ускорения реализации планов по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций.
«Надо использовать момент, который возник в связи с ситуацией на Кипре..., чтобы ускоренно поработать над созданием международного финансового центра для того, чтобы вернуть российские деньги в страну и добиться деофшоризации в мире», – цитирует Грефа РИА «Новости» .
Бывший глава Минфина Алексей Кудрин такой же оптимист: «Думаю, что в этом году глубинной рецессии удастся избежать». При этом он не скрывает, что у России есть риски, связанные с Европой, снижением темпов роста экономики и США. «Все это на нас повлияет», – не сомневается он.
Однако Кудрин все же считает, что в 2013 году у российской экономики будет хоть и низкий, но все же рост – около 3%. «По результатам этого года нужно будет смотреть следующий год», – подчеркнул бывший руководитель Министерства финансов, передает Бизнес-ТАСС.
Одной из основных проблем в настоящее время, по оценке Кудрина, является высокая инфляция. «Она запирает низкие ставки кредитов для реального сектора», – пояснил Кудрин, напомнив, что год назад инфляция была 3,7% к предыдущему году, а сейчас составляет 7%. «Это говорит о слабой денежно-кредитной политике и других не всегда последовательных действиях нашего государства», – считает экс-глава Минфина.
Кудрин подчеркнул, что добавлять денег в экономику не нужно, иначе это ухудшит ситуацию с инфляцией.
Вице-премьер Игорь Шувалов также решил возразить всем тем, кто пророчит ужасные последствия для российской экономики. «Договорились до того, что Россия вступила в стадию рецессии, и после этого начнутся еще какие-то ужасные последствия. Я хочу возразить – никакие эмоции не нужны... на самом деле никакой рецессии нет», – заявил Шувалов, передает РИА «Новости».
«Что есть? У нас есть неудовлетворенность темпами экономического роста, которые складываются, и, конечно же, Россия в настоящих условиях, при такой высокой цене на нефть, имеет 2,5% роста. Притом что мы считали, что нам нужно как минимум 5%, чтобы обеспечить модернизацию, то отсутствие таких темпов экономического роста, наверно, сродни рецессии», – добавил он. Вместе с тем Шувалов заявил, что борьба с инфляцией не перестанет быть приоритетом правительства России в угоду росту экономики.
В свою очередь МЭР, несмотря на признание риска рецессии уже этой осенью, все-таки по-прежнему надеется, что худшего сценария удастся избежать.
По крайней мере, уже в марте российская экономика вернулась к вялому росту, говорил накануне замглавы МЭР Андрей Клепач. Кроме того, несмотря на недавнее падение цен на нефть, Клепач ожидает, что в июне–июле этого года цена на нефть может отскочить вверх. Напомним, цена на нефть марки Urals опустилась примерно до 97 долларов за баррель, в то время как в январе среднемесячная цена составила около 112 долларов за баррель, в феврале – 114,5 долларов за баррель, в марте – около 107 долларов за баррель.
Замминистра заметил, что нефтяные цены являются серьезным фактором с точки зрения влияния на рубль – и они уже оказали определенное влияние на курс рубля. «Если будет дальше устойчивое снижение цены на нефть, то это, конечно, будет оказывать влияние на рубль (ослабление рубля). У нас связь между ними прочная, но думаю, что цены все-таки несколько отскочат», – цитирует его «Интерфакс».
Напомним, что в первые два месяца промышленность показала падение, экономика России резко замедлилась, что дало повод говорить о возможной затяжной рецессии. Однако показатели в марте несколько исправились. Лучше всего показала себя обрабатывающая отрасль промышленности, которая выросла почти на 3,5%, добывающая промышленность прибавила немногим более 2%.
«Однако в целом статистика вышла весьма противоречивая. Динамика в отраслевом и в особенности сегментарном разрезе разнится в несколько раз, что связано с нестабильным положением в экономике в целом, а также с неблагоприятным внешним фоном (рецессия в Еврозоне). Безусловно, и такая отчетность за март выглядит обнадеживающей на фоне провальных первых двух месяцев года. Однако говорить о коренном переломе макроэкономической динамики, к сожалению, пока не приходится», – говорит аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.
«Устойчивость мартовского роста вызывает серьезные сомнения, особенно учитывая падение отгрузки по железной дороге, слабый рост инвестиций и реальных доходов населения. Вероятность непосредственно рецессии – падения ВВП в течение двух кварталов подряд – действительно невелика. Но серьезное замедление экономики очень опасно, поскольку выводит российскую экономику за пределы модернизационного сценария развития, снижает долгосрочный потенциал роста», – говорит директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.
Эксперты считают, что экономика России находится в подвешенном состоянии. «До начала третьего квартала каких-либо явных проблесков оптимизма я не ожидаю. Однако планируемые меры правительства и нового руководства ЦБ по стимулированию экономического роста, вероятно, уже к началу осени должны позволить экономике выйти на стабильный умеренный рост», – считает Авакян.
«Есть определенные надежды, что мозговой штурм администрации президента и правительства даст результат в виде четкого комплекса стимулирующих мер и шагов. В 2014 году Центробанк начнет активнее рефинансировать банковские кредиты реальному сектору, что также придаст экономике импульс. Однако для серьезного ускорения роста необходимо вернуть экономическим субъектам и инвесторам оптимизм, веру в российские проекты», – надеется Вайсберг.